"К нам постоянно обращаются представители малого и среднего торгового бизнеса с просьбой защитить их от влияния крупных торговых сетей, - рассказала вице-президент палаты Елена Дыбова. - Есть примеры из разных регионов - Тверской, Липецкой, Рязанской и других областей - свидетельствующие о том, что когда в населенный пункт заходит федеральная сеть и открывает свои магазины, то в округе закрываются по 20-30 торговых точек и локальных производств. Разве это нормально? В условиях снижающегося покупательского спроса, надо, напротив усиливать конкуренцию между продавцами".
Как рассказала "РГ" Елена Дыбова, ТПП готовит обращение в минпромторг с предложением запретить вхождение федеральных торговых сетей в населенные пункты с населением менее 100 тысяч человек. По крайней мере, пока не выправится экономическая ситуация в стране. "У федеральных сетей розничные цены такие как для небольших магазинов - закупочные, - подчеркивает Дыбова. - Понятно, что покупатели, которые сейчас ограничены в средствах, идут к ним". Вроде бы то, что у людей появляется выбор в пользу экономичных товаров, хорошо. Но есть и обратная сторона медали. Каждый закрывшийся маленький магазин - это минус рабочие места. А торговля в нашей стране за последние 30 лет - это лидер по доходам в бюджет и по занятости населения. В ней заняты свыше 12 миллионов россиян или более 18 процентов экономически активного населения. Ежегодные доходы от торговой деятельности исчисляются триллионами рублей. Для населения небольших городов и поселков торговля - один из источников существования. Ведь помимо розничных магазинов в малых городах и сельской местности создаются локальные сельхозпроизводства, заточенные на конкретные торговые точки, либо сами их открывающие. И с приходом федеральных сетей вся эта цепочка рушится.
Федеральные сети, а их в России сегодня около 20, мало работают с фермерами. Им это просто невыгодно. Почему в сетевых магазинах всегда примерно одинаковый ассортимент товаров? Потому что ретейл ориентирован на крупных производителей. Как поясняет директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов, чем выше объемы закупок, тем ниже закупочные цены. Естественно, что огромные закупки могут обеспечить лишь крупные производства. Поэтому мы и видим на полках однотипные йогурты, колбасы и сладости.
Но в России, как уточняет Сергей Кузнецов, существует и средний сегмент торговли - региональные торговые сети. Их более 70. Как раз они и работают с локальными и индивидуальными производителями, привлекая покупателя именно натуральностью продуктов. Но если этот формат был привлекателен до кризиса 2014 года, то сейчас таким региональным сетям очень сложно конкурировать с "федералами". Ведь фермерская сметана и творог все равно стоят на порядок выше, чем продукция массового спроса. "Мы готовим обращение в ФАС с просьбой узаконить деятельность торгово-закупочных союзов, - добавляет Сергей Кузнецов. - Сейчас разница в закупочных ценах для федеральных и региональных сетей составляет 30-40 процентов. Раз отдельные региональные сети не могут позволить себе большой опт, надо делать закупки сообща. Сегодня это невозможно именно из-за антимонопольного законодательства, которое подразумевает сговор при совместных закупках. Необходимо либо менять закон, либо разъяснение ФАС".
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, в развитии сетей нет ничего страшного, но сети не должны доминировать, а у людей должно быть право выбора. Причем не только выбора в сторону меньшей цены, но и высокого качества. "Я всегда призываю к развитию всех форм торговли, - поясняет Остапкович. - Цены сами начнут падать, когда рядом будет несколько торговых точек разных форматов. В Польше проводили исследование. Когда рядом работали два магазина, цены падали на 5 процентов, когда 3, то уже на 10 процентов".
За многоформатную торговлю выступает и минпромторг. По словам главы министерства Дениса Мантурова, ведомство готовит послабления для ярмарочной, рыночной и мобильной торговли. "Наша задача - создать комфортную среду для всех форматов: малых и средних форм торговли, федеральных сетей, ярмарочной деятельности", - отметил он.
По словам министра, торговым сетям, вопреки расхожему мнению, не так-то просто войти в тот или иной регион. В мире развитие крупных сетей ничем не ограничено, поэтому в европейских странах их доля в торговле составляет 65-95 процентов. У нас есть порог ограничения: в региональной торговле не может быть более 25 процентов присутствия сетей.
Мантуров подчеркнул , что только запретами нечего не добиться. В качестве примера он привел инициативу о запрете возврата хлебных излишков. "Мы можем запретить магазинам возвращать хлеб производителям, но это приведет лишь к тому, что торговые сети начнут у себя создавать хлебопекарни и откажутся вообще от закупок хлеба у производителей", - констатировал министр.