Как стало известно "Российской газете", эта инициатива вошла в пакет мер по "обелению" рынка труда, который в рамках работы над правительственной программой по обеспечению достойного долголетия подготовила Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). Она направит свои предложения в минтруд, минэкономразвития, минфин и ЦБ.
Из других инициатив - введение дисквалификации для менеджеров и собственников компаний за зарплаты в конвертах (аналогично санкциям за задержку зарплат), установление минимального порога выплат страховых взносов с одного работника (8 тысяч рублей с учетом МРОТ и усредненного прожиточного минимума), особые ("актуарно обоснованные") ставки страховых взносов для самозанятых, создание центрального депозитария трудовых договоров, перевод трудовых книжек в электронный формат.
Реализация этих идей, считают авторы, поможет снизить численность людей, за которых не уплачиваются страховые взносы, с 15-20 до 5-10 миллионов в первой половине 2020-х годов. При условии, что будет выполнено уже намеченное доведение МРОТ до прожиточного минимума.
Полное "обеление" рынка труда дало бы Пенсионному фонду РФ около 545 миллиардов рублей дополнительных страховых поступлений, считает руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис. Расчет исходит из осторожного предположения, что теневые зарплаты составляют чуть более половины (55 процентов) от средненачисленной в формальном секторе. Если же взять более высокие теневые зарплаты (75 процентов), то даже "обеление" неформального сектора наполовину позволит покрыть почти четверть дефицита бюджета ПФР или повысить пенсии на 10 процентов. Ну или отказаться от заморозки пенсионных накоплений - пенсионные фонды не оставляют попыток помочь правительству найти альтернативный источник сокращения трансфера из федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Объем замороженных накоплений в 2017 году составит свыше 400 миллиардов рублей.
В 2002 году доля работников, с зарплат которых уплачиваются страховые взносы, составляла 77 процентов, сейчас - 65, и она продолжает снижаться в среднем на один процент в год, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Для начала нужно было бы остановить эту тенденцию, говорит он, а если потом удастся сделать так, чтобы доля работников с "белой" зарплатой росла на 1-2 процента в год, это уже будет большим успехом. Такие фундаментальные проблемы за три-четыре года не решаются, да и вряд ли в принципе можно снизить число занятых в теневом секторе до 5-10 миллионов человек, считает Евсей Гурвич.
"Как наш собственный, так и международный опыт показывают, что причины теневой занятости носят комплексный характер, попытки ее сократить только введением новых запретов и штрафов или ослаблением налоговой нагрузки не дают результата, - говорит эксперт. - Поэтому я не берусь назвать здесь какую-то одну ключевую меру, действовать надо сразу по многим направлениям - создавать более сильные стимулы для работников искать работу с официальной зарплатой, устранять избыточное давление на бизнес, укреплять гарантии собственности, снижать фискальную нагрузку, делать невыгодным использование труда нелегальных мигрантов и так далее".