15.05.2017 18:25
    Поделиться

    Как бардак в комнате может повлиять на развитие ребенка

    Эксперты оценили сильные и слабые стороны дошкольного образования
    Рано утром, собирая дочку в сад, краем глаза просматриваю Инстаграм. "Залипаю" на яркой картинке: фото интерьеров одного из детских садов. Яркие стены, комнаты оформлены "сводами" с деревьями и зверушками. Ствол с дуплами-глазами…

    Дочка в восторге от увиденного. Почему - понятно. В нашем садике стены пастельных тонов, в углу пара сломанных стульчиков (кто-то из пап потом их починит). Зато в дверях большая и добрая воспитательница Людмила Васильевна. Для меня¸ как и для других родителей - это все.

    За последние годы в России создано более миллиона мест для дошкольников. Результат эффективной борьбы с очередями в детсады налицо. Но удалось ли в погоне за местом позаботиться о том, чтобы "сидеть" на нем маленькому человеку, да и воспитателю было удобно? И так ли важен цвет стен? Или важнее человеческое общение?

    Эксперты впервые провели масштабное и подробное исследование по оценке качества образовательной среды в российских детских садах - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale).

    Исследование проводили независимо друг от друга две организации: 37 детских садов в Москве - Институт проблем образовательной политики "ЭВРИКА", а 228 детсадов из 40 субъектов - Московский городской педагогический университет.

    Например, самый высокий балл "4" детсады получили по шкале "Взаимодействие". Это обнадеживает, ведь именно полноценное вовлеченное общение взрослых и детей на протяжении четырех лет в саду помогает обучить малышей правилам, нормам и ценностям. И материальная среда мало на это влияет. Но кроме взаимодействия в мониторинге оценивали пространство и его обустройство.

    По мнению экспертов, все вокруг детей в саду должно способствовать или по крайней мере не мешать творческой активности малышей, а также свободному и качественному общению между детьми, воспитателями, родителями. Сюда входят художественные лаборатории, ремесленные мастерские, место для ролевых игр, для свободного движения, а также уголки для уединения. Вот с последним, как выяснилось, дело обстоит хуже всего: обустройство пространства оценили в 3 балла из 7.

    Заставляя убирать комнату, раскладывая все по порядку, взрослый тем самым говорит ребенку: забудь о себе

    Шкала с самым большим количеством критериев - "Детская активность". Ролевые игры, занятия по развитию мелкой моторики, игра с песком, водой, кубиками, возможность самостоятельно придумывать занятия и игры. Во многом эти критерии зависят от бюджета расходов на учебные материалы, а он в каждом садике свой. Средний балл по этой шкале - 2.7. Есть на что обратить внимание.

    - Основная задача исследования не указать место или рейтинг сада, а дать возможность родителям, воспитателям и директорам обсудить эти результаты, - говорит научный руководитель Института проблем образовательной политики "ЭВРИКА" Александр Адамский. - Мониторинг ECERS дает совершенно другой взгляд на организацию работы в детсадах, созвучный нынешним стандартам дошкольного образования. Мы ведь никогда не обращали внимание на такие вещи как отношение между воспитателем и ребенком, умение вести диалог, дискуссию, в том числе и для управленцев, роль среды в развитии маленького человека, его мышления и речи. В центре нового ФГОС фигура ребенка, его индивидуальность, запрет на "натуральное" измерение результатов малыша. Мы искали инструмент оценки, который мог бы работать в унисон с новыми стандартами. Методика ECERS оказалась созвучна.

    По мнению Адамского, многим довольно сложно понять, что главным сегодня для ребенка становится среда, то, что вокруг. И это "вокруг" должно быть максимально наполнено тем, что ребенок творит самостоятельно.

    - Многие мамы возмутятся, но чуть ли не единственный способ отстоять отношение ребенка с окружающей средой - бардак в его комнате, - заметил Александр Адамский. - Заставляя ребенка убирать комнату или убирая ее сам, правильно расставляя стол и стулья, раскладывая по местам одежду, взрослый тем самым говорит ребенку: забудь о себе.

    Большая сложность и опасность каждого мониторинга в том, что результаты начинают использоваться как предмет проверки и оценки. Эксперты работают не для этого.

    - Нельзя использовать результаты для грубых оценок состояния детских садов, - отметил Александр Адамский. - Давайте это будет предмет обсуждения. Давайте улучшать отношения между детьми и воспитателями, давайте предлагать воспитателям по-другому вести занятия, заведующим не только авторитарно оценивать педколлектив, но и дискутировать о том, как строить отношения с родителями, как воспитателям слушать и слышать ребенка.

    Прямая речь

    Игорь Шиян, заведующий лабораторией развития ребенка МГПУ, кандидат психологических наук:

    - Проблемные места наших садов условно можно разделить на те, которые зависят от педагога, и те, которые зависят от администрации детского сада, муниципальных, региональных властей. Скажем, воспитатель практически не может повлиять на закупки оборудования и игрушек. А в ходе исследования обнаружилось, что в группах катастрофически не хватает кубиков. Да-да, добротных больших деревянных кубиков, так важных для развития математических представлений у детей. В то же время разговаривать с ребенком, играть с ним должен уметь каждый воспитатель. А здесь тоже не лучшие показатели. У такого рода исследований два адресата: органы управления образованием и коллективы детских садов. Мы не сравнивали между собой ни регионы, ни отдельные детсады. Основной девиз нашей работы: "Экспертиза ради развития". Так, каждое из дошкольных отделений школ  получило запечатанный конверт с результатами и конкретными рекомендациями. Среди 43 оцениваемых параметров всегда есть более "сильные" и более "слабые" - чему можно порадоваться и над чем имеет смысл работать.

    Поделиться