В стране действуют 197 органов по контролю и надзору, которые выполняют 236 функций. Их "работа" тяжелейшим грузом ложится на плечи малого и среднего бизнеса. По данным опроса института Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, 53 процента респондентов отметили усиление административной нагрузки в 2016 году.
Борьба с административными барьерами должна перейти в разряд борьбы за умы чиновников и предпринимателей. Нужно ввести четкие критерии к бизнесу, но не давать отдельным органам решать, соответствует предприниматель этим критериям или нет.
Самый верный способ борьбы с коррупцией, когда чиновник не принимает решения в отношении какого-либо персонажа. Необходимо зафиксировать требования к бизнесу максимально точно, и тогда предприниматель заполнит и пришлет официальную бумагу, в которой будут указаны все соответствия. Если у него что-то меняется, он должен в заявительном порядке сообщить. Создается информационное облако, где есть информация о кадастре, о паспорте БТИ, сколько помещений и работников и т.д. Сюда же предприниматель выкладывает обновленные данные, а контролирующий орган ее видит. Важно, что всегда можно запросить какую-то информацию для статистики, но проверять бизнес будут только тогда, когда что-нибудь случается.
При этом отменять государственное око нельзя, но проверки должны проводиться в конкретных случаях. Если что-то случилось или если кто-то обоснованно пожаловался (представил доказательства). Тогда проверят по полной программе, и не только орган государственного контроля в этой сфере, но и прокуратура с Уголовным кодексом. Мало не покажется. Но нормальный бизнесмен вряд ли захочет рисковать своей репутацией, своим делом, он будет думать о законном развитии, а не о том, чтобы взяткой закрыть кому-то рот. Тогда начнут формироваться рыночные механизмы, способствующие росту.
Главное - это конкуренция: клиент голосует деньгами за качественную услугу или товар. Предприниматели зарабатывают на своей репутации, они сами стремятся, чтобы им доверяли, и не нужна никакая лицензированная деятельность, аккредитация, аттестация и т.д. Хватит говорить, что при отсутствии тотального контроля вокруг будет одно жульничество. Если сейчас все так хорошо устроено, почему жульничество по-прежнему случается? Почему у нас возникают всякие ЧП? Значит, система неэффективна. Основная масса предпринимателей - не жулики. Это люди, которые гордятся своим трудом.
Сократить порочную систему проверочных оброков можно с помощью реформы страховой системы. Страхование - важнейший механизм оценки рисков, ведь страховой инспектор смотрит деятельность предпринимателя, взвешивает риски и их монетизирует.
Чтобы снизить стоимость страховки, нужно соблюдать требования. Сейчас предпринимателю незачем соответствовать высоким критериям - проще заплатить взятку, так и порождается коррупция. Нужно переходить на рыночные механизмы. Ни один чиновник не определит, какой ты мастер - только потребитель.
Страхование решает множество проблем, и оно должно быть добровольным. Предприниматели, которые не согласны страховаться, подпадают под проверки. Бизнес сам решит, что ему выгоднее. В том случае, если предприниматель застраховался, он освобождается от проверок - ведь с ним поработала страховая компания, она оценила все риски. Если какой-то инцидент произошел неслучайно, то страховая не будет ничего возмещать. Страховая компания, когда страхует, проверит все до мелочей, поскольку убытки за ЧП придется возмещать ей.
Самое главное, что такой подход - это тест для государства, если оно готово бороться с коррупцией. Другой вопрос, что может возникнуть ситуация, когда страховщик, чтобы заманить клиентов к себе, будет допускать всех подряд. То есть сотрудники компании будут в своих отчетах писать, что на том или ином объекте "все в порядке", и это тоже элемент коррупции. Но здесь есть простое решение: государство будет осуществлять только один контроль - контроль над страховыми компаниями, при этом жесткий. Сегодня, когда развиты цифровые технологии, это можно реализовать. Глобально сократятся ресурсы, которые тратятся на госнадзор. Сократятся государственные "окна", в которых происходит принятие решений. И, по сути, лицензии и аккредитации останутся только в той сфере, где государство передает свои функции - там оно должно жестко контролировать. Возможно, какие-то виды деятельности должны страховаться обязательно.
Страховые деньги - это длинные деньги, они развивают экономику. Более того, страховые компании могли бы формировать "фонды профилактики и предотвращения" за счет части страховых сборов. Эти фонды в случае необходимости готовы будут кредитовать предприятия для замены устаревшего оборудования и т.д.
Нынешние механизмы допуска бизнесменов к работе далеки от рыночных, неэффективны. Низкая конкуренция, большие затраты за выход на рынок, коррупционные истории - все это не ведет к развитию. Стратегия роста, которую разработали известные экономисты и бизнесмены, призывает сократить количество проверок до уровня "не более двух в год". Я предлагаю пойти еще дальше. Барьеры можно просто убрать, поменять на другие механизмы, и экономика получит свежее топливо. Исчезнут многие неналоговые платежи, которые идут не в экономику страны, а в частные карманы особенно ловких лиц и усложняют жизнь предпринимателям.
Если мы создаем новый механизм - возникает огромное количество застрахованных лиц. Сейчас в России 6 миллионов малых и средних предпринимателей, внесенных в реестр. И 22 миллиона нелегальных бизнесменов. А почему они нелегальные? Потому что уходят от всех этих допусков, пропусков и контроля. Даже не от налогов: у малых предпринимателей выгодное налогообложение. Они уходят от сложной заполняемой отчетности, от бюрократии.