Российская творческая элита воспринимается Западом в первую очередь как инструмент действующей власти, призванный сформировать определенное общественное настроение и отношение к нашей стране в мире. По мнению западных оппонентов России, так называемая "мягкая сила" в состоянии перевернуть восприятие международной общественности русского мира, создать его позитивный и мощный образ. Что, безусловно, является нежелательным для сторонников антироссийских сил, ведь ими были уже затрачены колоссальные усилия для формирования образа России как страны - агрессора и узурпатора свобод с общественным развитием на уровне "валенок и балалайки".
Западом хорошо усвоен урок, как создается и работает государственная машина массовой пропаганды. Здесь можно вспомнить и пример гитлеровской Германии, и нынешнюю "программу гостеприимства" Евросоюза для беженцев. И в этом смысле пример США - достаточно молодой державы, без сильной многовековой истории, страны, которой изначально приходилось доказывать, что она чего-то да стоит, - является одним из самых убедительных.
Используя кинематограф - одно из сильнейших средств воздействия на массы, американцы создали образ США в качестве великой и непобедимой страны, миссия которой защищать весь мир от сил зла. Сегодня, как и десятки лет назад, американцы делают ставку на тот же кинематограф. Посредством этого инструмента США весьма эффективно транслируют свои ценности всему остальному миру.
Именно поэтому, основываясь на своем опыте массовой пропаганды, сторонники антироссийской повестки рассматривают русскую "мягкую силу" не иначе как непосредственную угрозу.
Россия всегда славилась творческими людьми, которые внесли и продолжают вносить огромный вклад в развитие мировой культуры. Многие российские музыканты, писатели, актеры, художники, режиссеры, научные деятели пользуются большим авторитетом в мире и представляют нашу страну в самом благоприятном свете. Во многом именно по этой причине они нередко становятся мишенью информационных атак со стороны западных СМИ.
За последние несколько лет примеров дискредитации российской культурной элиты становилось все больше. В минувшую субботу в Киеве завершился конкурс "Евровидение". Россия впервые не принимала в нем участия с момента, когда присоединилась к музыкальному проекту в 1994 году. Наша страна планировала направить на конкурс 27-летнюю Юлию Самойлову с песней Flame Is Burning. У певицы первая группа инвалидности, она с детства передвигается на инвалидной коляске. Однако Украина отказала Самойловой во въезде на основании того, что летом 2015 года певица выступала на концерте в Крыму.
В конце февраля 2017 года в ряде международных СМИ появились публикации об одном из известнейших российских режиссеров, признанных в мире, - Никите Михалкове. Критике подверглись его мировоззрение, патриотические высказывания и впрямую тот факт, что он является ярым сторонником режима президента Владимира Путина.
Осенью прошлого года Украина обнародовала "черный список" из 140 российских деятелей культуры и искусства, которым запрещен въезд на Украину. Так, в список попали Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Валерия, Сергей Пенкин, Александр Розенбаум, Юлия Чичерина и многие другие.
В числе невъездных оказался художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев, который открыто поддержал присоединение Крыма к России, а весной 2016 года выступил с симфоническим оркестром в освобожденной от боевиков сирийской Пальмире. Владимир Путин тогда назвал этот концерт символом надежды не только на возрождение древнего города, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма. Западные СМИ сочли Гергиева любимчиком Кремля. Медиа США и Великобритании раскритиковали концерт.
В 2015 году Латвия запретила въезд в страну Иосифу Кобзону, Валерии и Олегу Газманову, которые выступали почетными гостями музыкального конкурса "Новая волна". После этого инцидента "Новая волна" переехала в Сочи.
Двумя годами ранее, в 2013 году, правительство США заподозрило российского певца Григория Лепса, а впоследствии и Иосифа Кобзона в связях с мафией и внесло их в "черные списки" американского минфина. Однако несложно догадаться, что проблемы Кобзона и Лепса связаны прежде всего с тем, что они уже много лет открыто поддерживают политику Владимира Путина.
Сегодня дискредитация российской "мягкой силы" продолжает набирать обороты.
Примечательно, что заметную активность здесь проявляет общественная организация "Открытая Россия", патронируемая бизнесменом Михаилом Ходорковским. К примеру, 29 апреля она провела акцию под звонким названием "Надоел" в нескольких российских городах. Немногочисленные активисты "Открытой России" принесли к приемным президента письма с требованиями к Владимиру Путину не выдвигать свою кандидатуру на выборах 2018 года. Интересный парадокс, Ходорковский на слуху у россиян находится гораздо дольше, чем Владимир Путин, и уж кто действительно надоел публике - большой вопрос. Во всяком случае Ходорковский уже давно вызывал негатив у населения тем, как он участвовал в разделе государственной собственности и как сколачивал капитал. Вызывали аллергию у населения и его амбиции переустроить государственное управление в стране, ведь политическая ситуация с приходом к власти Владимира Путина в 1999 году начала развиваться не по задуманному Ходорковским сценарию. И это при том, что недовольство бизнесмена положением дел в стране не разделяет российское большинство, оно стабильно поддерживает Владимира Путина на протяжении всего срока пребывания у власти. Рейтинги главы государства зашкаливают за 70%. Ходорковский едва ли может претендовать хотя бы на какой-то процент подобной поддержки.
Вызывает сомнения степень доверия к оценкам Ходорковского относительно происходящего в России. Прежде всего потому, что его невозможно считать выходцем из народа, он является одним из ярчайших представителей олигархического класса, он осужден был не по политическим мотивам, а за уклонение от уплаты налогов со стороны возглавляемой им компании "ЮКОС".
Тому, кто, путешествуя по Европе, просматривает местные СМИ, становится понятно: Михаил Ходорковский является частым гостем на европейских ТВ-каналах, где выступает в качестве эксперта по России. По большому счету "Открытая Россия" выполняет не только и даже не столько роль внутриполитического агента, пытающегося задавать собственную оппозиционную повестку, но одновременно старается влиять и на информационное пространство в Европе.
Ходорковский, оппозиционно настроенные российские журналисты и деятели культуры подаются на Западе как живые свидетели якобы антидемократических веяний в России. Проще говоря, одно дело, когда о внутриполитической ситуации в нашей стране рассуждают европейские эксперты: англичане, итальянцы, французы и так далее, они могут быть предвзяты в своих суждениях, так как в России не живут. И совсем другое дело, когда на широкую публику вещают Ходорковский и подобные ему эксперты, являющиеся как бы очевидцами событий, происходящих в нашей стране. Уровень доверия к их суждениям резко возрастает.
Вот, например, известный российский галерист Марат Гельман уже несколько лет находится в Черногории, где занимается созданием европейского культурного центра Dukley European Art Community. Пребывая за границей, Гельман не скрывает раздражения в отношении России, открыто заявляя об этом в СМИ. Аналогичной позиции придерживается писатель Григорий Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин, покинувший Россию в 2014 году.
Основная цель деструктивных сил Запада - дискредитация российских ценностей. Критике без разбора подвергаются все аспекты повестки дня. Например, как только возникла инициатива по поводу реновации и сносу пятиэтажек, появился вал публикаций относительно того, почему этого нельзя делать и как это нарушает права москвичей.
Другой сюжет - акция "Бессмертный полк", проходившая в День Победы, 9 Мая. В ней приняло участие колоссальное количество граждан. В ответ на эту акцию в оппозиционных российских и западных СМИ появились публикации о множестве изнасилованных русскими солдатами немок и прочих ужасах войны.
Запад рисует своему обывателю будущее нашей страны исключительно в мрачных тонах. Вне всяких сомнений нагнетание страстей будет усиливаться с каждым днем, приближающим нас к президентским выборам. Не исключено, что в самое ближайшее время негативные информационные вбросы будут появляться в отношении самых разных представителей российской творческой элиты, которые декларируют провластную политическую позицию. Таким образом, вполне эффективно ведется системная работа по изоляции нашей страны от западного мира. В итоге дискредитация культурной элиты наносит даже больший имиджевый вред, чем беглецы, которые поливают грязью собственную страну на Западе.