Магазины одежды и обуви в Петербурге живут по особым законам, которые нехарактерны для большинства регионов страны. Главная особенность - это четко выраженная сезонность, когда зимой днем с огнем не сыскать балеток, а летом не найти сапог.
В то же время в Новгородской области или на Псковщине сезонность, конечно, тоже прослеживается, но базовые товары можно найти круглый год.
Алексей Самойлов, руководитель обувного центра, объясняет этот парадокс балансом интересов продавцов и покупателей. Так, из-за более низких зарплат в той же Псковской области значительная доля граждан покупает обувь не по необходимости, а как только появляется возможность. Поэтому никого не удивляет ситуация, когда, получив квартальную премию в июле, люди приобретают зимние сапоги. Продавцы после окончания сезона непременно оставляют стенды с продукцией для другого времени года. И им это сделать несложно, ведь арендная плата за помещение не такая большая, и она позволяет содержать большой зал.
В Петербурге же ситуация диаметрально противоположная. Арендная плата высока, поэтому продавцам невыгодно сохранять целый стенд с несезонным товаром в ожидании разовых покупателей. Они делают ставку на расширенный ассортимент действующего сезона. Такой принцип позволяет продать товары туристам, к данному подходу привыкли и сами петербуржцы. И третья группа покупателей - это жители небольших городов Ленинградской, Псков-ской и Новгородской областей, которые ездят в Петербург на шоппинг, и они заинтересованы в широком ассортименте.
Система работала довольно органично вплоть до лета прошлого года, которое также выдалось на редкость холодным, и петербургские торговцы, сделавшие ставку на сезонность, не продали легкие платья и босоножки.
Сергей Грачев, управляющий директор сети ортопедических салонов, рассказал "РГ", что сезонность в ассортименте этой весной никуда не делась. И с апреля на витринах появилась летняя коллекция, но в отличие от прошлых лет основной потребительский фокус по-прежнему остается преимуще-ственно на демисезонной обуви. Эксперт надеется, что спрос на летнюю обувь в этом году будет на уровне прошлых лет, но допускает смещение сезона на две-три недели.
Повлияла погода и на продажи одежды.
- На днях к нам приезжали оптовики из Ярославля и купили несколько десятков пар теплых свитеров, - рассказывает Владимир Морозов, руководитель текстильной компании.
Предприниматель отмечает: сам сигнал интересен, ведь получается, что на погоду стали реагировать не только конечные покупатели, но и оптовики.
Компания, которую возглавляет Морозов, продает свою продукцию крупным и мелким оптом. Контракты заключаются за несколько месяцев до поставки.
Соответственно, заказы на летние вещи на предприятие стали поступать еще в конце прошлого года, когда мало кто мог предположить, что в мае будет падать снег. Тем не менее, оптовики от своих заказов не отказываются. Но и внеплановых заказов на демисезонные товары не так много. Этому обстоятельству Морозов даже рад.
- Мы как производственники не можем перестраиваться синхронно изменениям погоды. Нам нужно закупить материалы, приготовить партии товаров. В среднем планирование идет за полгода, - говорит предприниматель. - Нас выручает то, что у нас на складах есть определенные запасы продукции на все сезоны.
Тем не менее, Морозов надеется, что в следующем году сезонность вернется на круги своя, ведь работать в условиях неясного спроса сложно как производителям, так и владельцам торговых точек.
Стоит отметить, что независимыми от капризов погоды оказались производители и продавцы всесезонной одежды. Дизайнер Татьяна Лебедева, которая специализируются на коллекциях бальных платьев, рассказала "РГ": весной она даже проводила замеры, зависят ли продажи от погоды, но никакой разницы не обнаружила.
В то же время ряд экспертов отмечают, что винить в снижении продаж летних вещей исключительно петербургскую погоду не стоит. Жарких дней в Петербурге всегда бывает немного, и основными покупателям пляжных товаров становились граждане, собирающиеся на курорты. Спад, зафиксированный в прошлом году, частично объяснялся и тем, что многие просто предпочли проводить лето на даче. Соответственно, в этом году, даже если лето окажется "малоснежным", но люди смогут себе позволить выехать на море, продажи купальников и босоножек окажутся на высоком уровне.
В этом году с опозданием открываются летние кафе. Если в прошлом сезоне на майские праздники террасы уже ждали посетителей, то сейчас даже на Невском проспекте многие рестораны еще не завершили монтаж веранд.
Причем устанавливают их с явной неохотой. Дело в том, что дизайн террас рестораторам надо было согласовать с городской администрацией еще зимой. И сейчас предприниматели, которые представили в Смольный проекты открытых веранд, понимают, что занимаются сизифовым трудом.
- Изменить конструкцию сейчас и, к примеру, ввести дополнительное остекление, я не могу, первая же проверка сочтет это нарушением, - сетует Акрам Мемедов, совладелец кафе на 6-й линии Васильевского острова. - Хотя, если бы это и было возможно, все равно не спасло бы ситуацию: во время заморозков на верандах, даже полностью застекленных холодно, никакой обогреватель не спасет. Кроме того, в непогоду количество посетителей в кафе снижается, люди предпочитают сидеть дома.
Елена Иванова, директор по развитию сети пиццерий, это подтверждает. В компании заметили рост заказов на доставку пиццы, многие заказывают еду навынос.
Учитывая сложившуюся ситуацию, рестораторы не спешат вкладываться в оборудование летних веранд. Те, у кого в прошлом году были террасы, в этом году устанавливают те же самые конструкции. Заказывать новые предприниматели не видят смысла.
В Петербурге очень жесткие требования к летним кафе. Стандартный шатер площадью 40 квадратных метров с пятью столиками-лавками обойдется предпринимателю минимум в 130 тысяч рублей. Но шансов согласовать такую кон-струкцию практически нет, уж очень убого она выглядит. Красочные веранды с остеклением, освещением, мягкой мебелью стоят от 700 тысяч рублей и выше. Тратиться ради нескольких гипотетических солнечных дней предприниматели не готовы.
Пока рано говорить, как сказалась погода на ситуации с въездным туризмом. Но, как признается Ксения Михеева, руководитель отдела маркетинга крупной сети отелей в историческом центре Петербурга, число аннуляций бронирования накануне майских праздников несколько увеличивалось.
- Примерно 5 процентов гостей аргументировали отмену бронирования именно плохой погодой на будущие выходные, - отмечает Ксения Михеева.
Заполняемость номеров на период майских праздников снизилась более чем на 15 процентов. Ситуация нетипичная, учитывая, что Петербург традиционно входит в тройку самых популярных городов страны для проведения майских праздников и что в этом году многие отели, в том числе и сетевые, снизили цены на проживание.
Чтобы "подсластить пилюлю", гостиницы дарят туристам дождевики, дают в аренду зонтики. В индустрии гостеприимства лучше всего чувствуют себя те, кто готов предоставить туристу максимальный комфорт в ненастье. Например, организаторы прогулок по рекам и каналам заказывают теплоходы с остекленной палубой. В обычные годы такие суда пользуются спросом в основном при ночных экскурсиях.
Открытые теплоходы поджидают индивидуальных туристов, но очереди покататься нет. С массовой отменой мероприятий сталкиваются предприниматели, организующие экскурсии на крыши.
- Во всех петербургских компаниях, занимающихся прогулками по крышам, есть правило: если начинается дождь, то экскурсия переносится, - говорит руководитель такой компании Андрей Лазарев. - Обычно прогулка сдвигается на пару-тройку часов, чтобы дождь кончился и крыша подсохла. Но беда в том, что, когда дождь идет два-три дня подряд, люди просто не успевают побывать на экскурсии, у них заканчивается время пребывания в Петербурге.
По словам Лазарева, если в прошлом году он составлял расписание с учетом четырех прогулок в день, сейчас старается ставить две, чтобы было удобнее переносить.
Если предприниматели, работающие в историческом центре города, терпят вполне ощутимые убытки, то в спальных районах - ситуация противоположная.
- В мае мы всегда фиксировали снижение числа клиентов в зале, - говорит Светлана Казновская, владелица кондитерской в районе "Комендантского проспекта". - Объясняется это просто: с началом сезона люди предпочитали встречаться в центре. В этом году все больше людей назначают встречи недалеко от дома. И я связываю эту тенденцию в первую очередь с погодой.
К тому, что столбик термометра показывает запредельно низкие температуры, предпринимательница относится со сдержанным оптимизмом. Она признает: продажи такой продукции, как мороженое, близки к нулю. Зато люди заказывают пирожные и торты, сохранность которых при низких температурах только улучшается.
Летом кондитерские традиционно перестраиваются под свадебные заказы. Тема актуальна, ведь количество свадеб в Петербурге неуклонно растет: в апреле 2016-го ЗАГСы города расписали 2963 пары, а в апреле 2017-го - 3778.
И в прошлые годы предпринимателям приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы габаритные свадебные торты не растаяли.
Грядущим летом, даже если самые мрачные прогнозы метеорологов сбудутся, этой проблемы удастся избежать, ведь статистика показывает, что из-за капризов погоды можно перенести прогулку, путешествие, но никак не свадьбу.