Новости

16.05.2017 19:08
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Сезон отсрочен

Аномально холодная весна спутала планы предпринимателей
Уходящая весна стала для Петербурга одной из самых холодных за последние десятилетия. Метеорологи говорят, что ниже, чем сейчас, столбик термометра опускался только в 1966-м году. Прогноз неутешительный. Относительное потепление ожидается лишь в третьей декаде мая. Но фактически это означает, что снегопады прекратятся, однако жару и солнце ждать не стоит. За прогнозом погоды активно следят предприниматели, ведь из-за снега и дождей они несут вполне ощутимые потери.
 Фото: Наталья Селиверстова/РИА Новости Если холодная погода сохранится, то распродажи начнутся еще до наступления тепла. Фото: Наталья Селиверстова/РИА Новости
Если холодная погода сохранится, то распродажи начнутся еще до наступления тепла. Фото: Наталья Селиверстова/РИА Новости

Время покупать куртки

Магазины одежды и обуви в Петербурге живут по особым законам, которые нехарактерны для большинства регионов страны. Главная особенность - это четко выраженная сезонность, когда зимой днем с огнем не сыскать балеток, а летом не найти сапог.

В то же время в Новгородской области или на Псковщине сезонность, конечно, тоже прослеживается, но базовые товары можно найти круглый год.

Алексей Самойлов, руководитель обувного центра, объясняет этот парадокс балансом интересов продавцов и покупателей. Так, из-за более низких зарплат в той же Псковской области значительная доля граждан покупает обувь не по необходимости, а как только появляется возможность. Поэтому никого не удивляет ситуация, когда, получив квартальную премию в июле, люди приобретают зимние сапоги. Продавцы после окончания сезона непременно оставляют стенды с продукцией для другого времени года. И им это сделать несложно, ведь арендная плата за помещение не такая большая, и она позволяет содержать большой зал.

В Петербурге же ситуация диаметрально противоположная. Арендная плата высока, поэтому продавцам невыгодно сохранять целый стенд с несезонным товаром в ожидании разовых покупателей. Они делают ставку на расширенный ассортимент действующего сезона. Такой принцип позволяет продать товары туристам, к данному подходу привыкли и сами петербуржцы. И третья группа покупателей - это жители небольших городов Ленинградской, Псков-ской и Новгородской областей, которые ездят в Петербург на шоппинг, и они заинтересованы в широком ассортименте.

Система работала довольно органично вплоть до лета прошлого года, которое также выдалось на редкость холодным, и петербургские торговцы, сделавшие ставку на сезонность, не продали легкие платья и босоножки.

Сергей Грачев, управляющий директор сети ортопедических салонов, рассказал "РГ", что сезонность в ассортименте этой весной никуда не делась. И с апреля на витринах появилась летняя коллекция, но в отличие от прошлых лет основной потребительский фокус по-прежнему остается преимуще-ственно на демисезонной обуви. Эксперт надеется, что спрос на летнюю обувь в этом году будет на уровне прошлых лет, но допускает смещение сезона на две-три недели.

Повлияла погода и на продажи одежды.

- На днях к нам приезжали оптовики из Ярославля и купили несколько десятков пар теплых свитеров, - рассказывает Владимир Морозов, руководитель текстильной компании.

Предприниматель отмечает: сам сигнал интересен, ведь получается, что на погоду стали реагировать не только конечные покупатели, но и оптовики.

Компания, которую возглавляет Морозов, продает свою продукцию крупным и мелким оптом. Контракты заключаются за несколько месяцев до поставки.

Соответственно, заказы на летние вещи на предприятие стали поступать еще в конце прошлого года, когда мало кто мог предположить, что в мае будет падать снег. Тем не менее, оптовики от своих заказов не отказываются. Но и внеплановых заказов на демисезонные товары не так много. Этому обстоятельству Морозов даже рад.

- Мы как производственники не можем перестраиваться синхронно изменениям погоды. Нам нужно закупить материалы, приготовить партии товаров. В среднем планирование идет за полгода, - говорит предприниматель. - Нас выручает то, что у нас на складах есть определенные запасы продукции на все сезоны.

Тем не менее, Морозов надеется, что в следующем году сезонность вернется на круги своя, ведь работать в условиях неясного спроса сложно как производителям, так и владельцам торговых точек.

Стоит отметить, что независимыми от капризов погоды оказались производители и продавцы всесезонной одежды. Дизайнер Татьяна Лебедева, которая специализируются на коллекциях бальных платьев, рассказала "РГ": весной она даже проводила замеры, зависят ли продажи от погоды, но никакой разницы не обнаружила.

В то же время ряд экспертов отмечают, что винить в снижении продаж летних вещей исключительно петербургскую погоду не стоит. Жарких дней в Петербурге всегда бывает немного, и основными покупателям пляжных товаров становились граждане, собирающиеся на курорты. Спад, зафиксированный в прошлом году, частично объяснялся и тем, что многие просто предпочли проводить лето на даче. Соответственно, в этом году, даже если лето окажется "малоснежным", но люди смогут себе позволить выехать на море, продажи купальников и босоножек окажутся на высоком уровне.

Едим дома

В этом году с опозданием открываются летние кафе. Если в прошлом сезоне на майские праздники террасы уже ждали посетителей, то сейчас даже на Невском проспекте многие рестораны еще не завершили монтаж веранд.

Причем устанавливают их с явной неохотой. Дело в том, что дизайн террас рестораторам надо было согласовать с городской администрацией еще зимой. И сейчас предприниматели, которые представили в Смольный проекты открытых веранд, понимают, что занимаются сизифовым трудом.

- Изменить конструкцию сейчас и, к примеру, ввести дополнительное остекление, я не могу, первая же проверка сочтет это нарушением, - сетует Акрам Мемедов, совладелец кафе на 6-й линии Васильевского острова. - Хотя, если бы это и было возможно, все равно не спасло бы ситуацию: во время заморозков на верандах, даже полностью застекленных холодно, никакой обогреватель не спасет. Кроме того, в непогоду количество посетителей в кафе снижается, люди предпочитают сидеть дома.

Елена Иванова, директор по развитию сети пиццерий, это подтверждает. В компании заметили рост заказов на доставку пиццы, многие заказывают еду навынос.

Учитывая сложившуюся ситуацию, рестораторы не спешат вкладываться в оборудование летних веранд. Те, у кого в прошлом году были террасы, в этом году устанавливают те же самые конструкции. Заказывать новые предприниматели не видят смысла.

В Петербурге очень жесткие требования к летним кафе. Стандартный шатер площадью 40 квадратных метров с пятью столиками-лавками обойдется предпринимателю минимум в 130 тысяч рублей. Но шансов согласовать такую кон-струкцию практически нет, уж очень убого она выглядит. Красочные веранды с остеклением, освещением, мягкой мебелью стоят от 700 тысяч рублей и выше. Тратиться ради нескольких гипотетических солнечных дней предприниматели не готовы.

Зонтик впридачу

Пока рано говорить, как сказалась погода на ситуации с въездным туризмом. Но, как признается Ксения Михеева, руководитель отдела маркетинга крупной сети отелей в историческом центре Петербурга, число аннуляций бронирования накануне майских праздников несколько увеличивалось.

- Примерно 5 процентов гостей аргументировали отмену бронирования именно плохой погодой на будущие выходные, - отмечает Ксения Михеева.

Заполняемость номеров на период майских праздников снизилась более чем на 15 процентов. Ситуация нетипичная, учитывая, что Петербург традиционно входит в тройку самых популярных городов страны для проведения майских праздников и что в этом году многие отели, в том числе и сетевые, снизили цены на проживание.

Чтобы "подсластить пилюлю", гостиницы дарят туристам дождевики, дают в аренду зонтики. В индустрии гостеприимства лучше всего чувствуют себя те, кто готов предоставить туристу максимальный комфорт в ненастье. Например, организаторы прогулок по рекам и каналам заказывают теплоходы с остекленной палубой. В обычные годы такие суда пользуются спросом в основном при ночных экскурсиях.

Открытые теплоходы поджидают индивидуальных туристов, но очереди покататься нет. С массовой отменой мероприятий сталкиваются предприниматели, организующие экскурсии на крыши.

- Во всех петербургских компаниях, занимающихся прогулками по крышам, есть правило: если начинается дождь, то экскурсия переносится, - говорит руководитель такой компании Андрей Лазарев. - Обычно прогулка сдвигается на пару-тройку часов, чтобы дождь кончился и крыша подсохла. Но беда в том, что, когда дождь идет два-три дня подряд, люди просто не успевают побывать на экскурсии, у них заканчивается время пребывания в Петербурге.

По словам Лазарева, если в прошлом году он составлял расписание с учетом четырех прогулок в день, сейчас старается ставить две, чтобы было удобнее переносить.

Если предприниматели, работающие в историческом центре города, терпят вполне ощутимые убытки, то в спальных районах - ситуация противоположная.

- В мае мы всегда фиксировали снижение числа клиентов в зале, - говорит Светлана Казновская, владелица кондитерской в районе "Комендантского проспекта". - Объясняется это просто: с началом сезона люди предпочитали встречаться в центре. В этом году все больше людей назначают встречи недалеко от дома. И я связываю эту тенденцию в первую очередь с погодой.

К тому, что столбик термометра показывает запредельно низкие температуры, предпринимательница относится со сдержанным оптимизмом. Она признает: продажи такой продукции, как мороженое, близки к нулю. Зато люди заказывают пирожные и торты, сохранность которых при низких температурах только улучшается.

Летом кондитерские традиционно перестраиваются под свадебные заказы. Тема актуальна, ведь количество свадеб в Петербурге неуклонно растет: в апреле 2016-го ЗАГСы города расписали 2963 пары, а в апреле 2017-го - 3778.

И в прошлые годы предпринимателям приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы габаритные свадебные торты не растаяли.

Грядущим летом, даже если самые мрачные прогнозы метеорологов сбудутся, этой проблемы удастся избежать, ведь статистика показывает, что из-за капризов погоды можно перенести прогулку, путешествие, но никак не свадьбу.

Экономика Бизнес Малый бизнес Общество Ежедневник Погода Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники