17.05.2017 21:28
    Поделиться

    Питерский коллекционер написал первую в мире книгу об армейской лопате

    Каждый, кто служил в армии, навсегда ее запомнил: малую пехотную лопату.

    Вас мама в детстве по попе столько не шлепала, сколько естественным образом достается бойцу по мягкому месту от лопатки во время марш-бросков. Ее так и зовут: "я с тобой".

    И это самый полезный инструмент, после ложки, котелка и автомата. Ей не только копают, но и рубят кусты, на ней готовят еду на костре. С лопатой ходят в рукопашную, гребут, используют как мерную линейку. С ней служили и воевали миллионы людей. Многим она спасла жизнь.

    Сотни тысяч таких лопат с армейских складов попали на гражданский рынок. Их возят в багажниках, с ними бабушки копаются на грядках - когда нет сил или объема работ для большой лопаты. За ней - огромный кусок истории. Интригующей, трагичной, поучительной.

    Первый пласт этой истории открывает книга "Малая пехотная лопата в документах, чертежах, фотографиях", написанная питерцем Вадимом Шутиковым. Он крупнейший в России знаток и коллекционер армейских лопат, популярный блогер (ник - zhab), а также инструктор по рукопашному лопаточному бою.

    Парадокс в том, что об армейском шанцевом инструменте написаны научные труды, есть коллекционеры лопат, устраиваются выставки. Но в мире это первая книга, посвященная лопате. Есть нюанс: эту книгу увидят немногое. Тираж… всего 300 экземпляров, который сейчас расходится по библиотекам, музеям и страстным коллекционерам. Мы встретились с автором.

    В нашей стране каждый, кто празднует 23 февраля, помнит свою армейскую лопату, но имя датского капитана-фронтовика, который полтора века назад запатентовал ее конструкцию, знают только очень начитанные люди.

    Вадим Шутиков: Офицера зовут Мадс Иоганн Бух Линненманн, он датчанин. Только надо вспомнить и еще одну иностранную фамилию: Иоганн Дрейзе, немец. В XIX веке он нашел способ объединить порох, капсюль и пулю в один патрон. Скорострельность возросла, игольчатая винтовка Дрейзе принесла кровавое опустошение в Европу. Солдаты вынуждены были наступать буквально под свинцовым дождем. Собственно, почему появилась лопата на поле боя? До ружья Дрейзе вся тактика сводилась к тому, чтобы быстрее  добежать до неприятеля и заколоть его штыками. Так меньше своих потерь. Но из-за возросшей скорострельности ружей уже не успевали добегать. Были разные идеи: солдатские щиты, латы и прочее. Но лопата стала самым универсальным средством спасения пехотинца.

    В 1869 году Линненманн получает патент на лопату. Позже она претерпела небольшие изменения, некоторые армии отказались от пилы на лотке, длина варьировалась в интервале 51 - 53 см, вес - от 615 до 800 гр.

    Но ведь лопаты в армии были и до Линненманна.

    Вадим Шутиков: Да, лопаты в армии были до датского капитана. Дело в конструкции, в пропорциях, в форме. Заступ имеет небольшую вогнутость, в которую опирается бедро солдата, когда он лежит на земле. В положении для стрельбы с колена короткий черенок не упирается в землю. Началось триумфальное шествие лопаты Линненманна по Европе: все армии берут ее на вооружение.

    Я читал, что единственная страна, которая заплатила за пользование патентованного изобретения Линнеманну - Российская Империя.

    Вадим Шутиков: По патентам вопрос сложный. По моим данным, Линнеманну точно ничего не заплатила Франция и Германия. Образно говоря, сказали: хороший ты парень, и лопата у тебя что надо, но ничего от нас не получишь. В книге я упоминаю об этом факте со ссылкой на источник из интернета, потому что информации даже о самом Линнеманне очень мало. Я писал запрос в Датский королевский музей, так там сначала задали встречный вопрос: "А почему вы интересуетесь датским офицером?". А потом прислали небольшой текст, который и так есть в интернете. Вот, собственно, и все. Да, Российская империя заплатила Линнеманну и закупила несколько партий лопат в австрийской фирме "Фогель и Ноот" (датская армия приобрела мало лопат, и Линненманн перебрался в Вену). А именно - 60 000 штук за 30 000 рублей. Источник - Датский биографический словарь. 1896 год. Мы поступили согласно всем правовым нормам.

    Но могли ведь и не платить? Как все "приличные" европейцы.

    Вадим Шутиков: Конечно, могли. Выскажу свое личное мнение: щепетильность российской империи в этом вопросе, это благородство страны-победительницы. 1877 - 1878 годы: успешная для нас Русско-турецкая война, форсирование Дуная, захват шипкинского перевала. Капитуляция армии Осман-паши. Восстановление государственности Болгарии. Было четкое понимание статуса и престижа России в мире. Заказ на 30 тыс. рублей - стоит ли подрывать статус страны, не заплатив изобретателю за патент?

    Правда ли, что император Александр II лично высочайше утвердил принятие лопаты на снабжение армии? Не царское вроде это дело.

    Вадим Шутиков: Вспоминаем замечательный фильм "Тот самый Мюнхгаузен". Герой блистательного Леонида Броневого занят больше мундиром, а не выходками барона… Представь, это не фантазия. Я долго изучал архивные документы. Такая была эпоха, такие нравы: государь-император лично замечал, что некоторые офицеры не соблюдают форму одежды. И своими указами уточнял, где должна быть талия на мундирах для кавалерии, а где - для инфантерии… Не смейся, это же XIX век. Берем для примера приказ № 2 от 2 го января 1874 года. Новогодние праздники у государей, судя по этому документу, были короткие (смеется). В этом приказе говорится о длине полы мундира: сколько вершков от талии положено, в пехоте, кирасирах драгунах и т.д. Дословно: "Государь-императоръ замътив, что офицеры позволяютъ себе носить мундиры, не совъсем сходные съ установленными формами Высочайше повелъть соизволил…"

    Заметил - и выразил свое высочайшее недовольство, а уж штабные офицеры расстарались и тут же изготовили приказ. Так как недовольство исходило "сверху", то и приказ появился мгновенно. Кстати, проведя много времени в архивах, я невольно перешел на язык той эпохи, в письмах стал писать с "ять"… Но с другой стороны: многие историки считают, что вполне удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II.

    Но это - мундиры. А что касается технических вопросов, то в правление Александра II ситуация была иная. Информация шла "снизу". Вопрос изучался специалистами, проводились испытания, проработанный вопрос ложился на утверждение государю...

    Я не думаю, что император Александр II лично вникал в технические нюансы каждого образца шанцевого инструмента. Но лопата Линненманна к нам в армию пришла по его высочайшему распоряжению. Кстати, были жуткие споры: у этого инструмента имелись принципиальные противники. Возражения самые разные, вплоть до того, что из-за короткого черенка солдат будет копать с колен и испортит штаны. А они ведь казенные!

    Вадим, переместимся в наши дни. Допустим, случится чудо, и кто-то обнаружит на чердаке лопату с надписью Linnemanns patent. И насколько богатым человеком он может себя ощутить?

    Вадим Шутиков: Тут уж скорее надо говорить об исторической ценности, чем об материальной. И потом в каждой стране свои и требования и ценовая политика. Во Франции, например, коллекционеры даже не трогают ржавчину. Почистил слегка лопатку, и привет, стоимость резко упала.

    Вопрос цены на лопату, это дело индивидуальное. Как-то в Беларуси мне попалась лопатка пулеметчика. Купил ее за 80 долларов. По тем временам бешеные деньги.

    Женщина, которая передавала моему другу лопатку, говорит:  "Что за сумасшедший за этот совочек отвалил 80 долларов?" А я от счастья прыгал, потому что раритет и найдена она была под Сморгонью. Какие жуткие бои там были в Первую мировую! Нашли лопатку на чердаке деревенского дома. Вот за такой экземпляр с историей для меня верхнего предела цены нет (но я в этом вопросе сумасшедший) И не продам я ее. Ни за что. Хотя аналогичная лопатка сейчас стоит примерно 500 евро.

    За хороший экземпляр Линнеманна кто-то заплатит десятки тысяч рублей. Но конкретную цифру лучше не называть, дело в том, что ведь верхний предел для себя, каждый устанавливает сам. Дополнительно у нас стали всплывать лопаты, из-за рубежа. Так моему другу в парижской антикварной лавке в подарок купили лопату. Оказалось, что на ней стоит клеймо Линнеманна и лопатка с оригинальной рукояткой. Он прыгал от восторга, а я завидовал. И цена этой лопате была всего 40 евро.

    Думаю, что с учетом производства в Европе, в мире осталось не так уж мало лопат с клеймом Линнеманна, ведь их производили сотнями тысяч. Вполне вероятно они будут время от времени всплывать на аукционах, выставках и т.д. Ну а там уж как кому повезет. 

    Допустим, мне повезло. Как и кому продавать?

    Вадим Шутиков: Оцените на специализированных Интернет-ресурсах. Только продавать не спешите, она со временем растет в цене. Как любят повторять коллекционеры: таких больше не делают.

    Возвращаемся во времена, когда такие еще делали. Наша армия получила малые лопаты одновременно с другими в Европе?

    Вадим Шутиков: Немного опоздали. Одними из первых малую пехотную лопату ввели австрийцы в 1870 году, германия ввела лопату в 1874 году, Российская империя 1878 году. Генерал Скобелев писал: под Плевной (Осада Плевны - эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 годов - Ред.), побросав на марше тяжелый шанцевый инструмент, солдаты рыли землю штыками, крышками от походных фляг, руками… Во время Русско-японской войны, при штурме Кангуалинских высот, пишет участник этой войны военный инженер Владислав Антонович Вейтко, произошло следующее: "Было потеряно много лопат - впоследствии пришлось копать землю руками и укладывать бруствер из тел убитых". Вот что такое малая пехотная лопата.

    Что касается лопат Линнеманна, то первые образцы были доставлены в Санкт-Петербург еще в 1866 году.  Массовые поставки в войска начались в 1878 году, это был конец русско-турецкой войны. Но русские солдаты все-таки эпизодично использовали шанцевый инструмент для рукопашного боя. Но более массовым явлением это стало в Первую мировую войну. Помните знаменитый роман Эриха Мария Ремарка "На западном фронте без перемен": "...Теперь пошла новая мода ходить в атаку: некоторые берут с собой только ручные гранаты и лопату. Отточенная лопата - более легкое и универсальное оружие, ею можно не только тыкать снизу, под подбородок, ею прежде всего можно рубить наотмашь. Удар получается более увесистый, особенно если нанести его сбоку, под углом, между плечом и шеей; тогда легко можно рассечь человека до самой груди".

    Обратил внимание: в мирное время лопаты красивые, технологически сложные, конструкторы все время предлагают версии с пилой, гвоздодером. В общем, многофункциональный инструмент - мультитул. Но разве что только кофе не варит. А во время войны лопаты опять  становятся максимально простыми. И так - каждую большую войну.

    Вадим Шутиков: В мирное время были даже экспериментальные конструкции с флягой в черенке. Использовались также как стойки для палаток, например, в самом начале XX века наша армия испытывала саперную лопату подполковника Киселева, которая могла служить надставкой для палаточной стойки.

    Да, во время войны лопата становится максимально простой, функциональной, технологичной и недорогой в производстве. Никаких пил, фляг и пр. Лопата-мультитул в армии не приживается. Такая нужна только для очень узкого круга специалистов. Разведгруппа уходит в рейд, ей нужно взять максимум инструментов. Одно дело брать отдельно пилу, лопату и топор, другое - инструмент, который совмещает все. Да, для узкого сектора мультитул хорош. А простому пехотинцу нужна просто лопата. Написать письмо, выкопать окоп. Ничего лучше не придумать. И последнее, что солдат бросит, это лопата.

    Солдат существо практическое, он живет в мире простых и понятных вещей. Рядовой необученный - он сломает все, что можно сломать. Выменяет, все, что можно выменять. Даже пропьет. А вот солдат хоть раз попавший под обстрел, лопату не бросит, и не испортит. Максимум "вреда" - вырежет на черенке свои инициалы. Кстати, знаю по воспоминаниям фронтовиков, что инициалы имели сугубо практическое значение. В 1941-42 году за утрату лопаты карали так же, как за утрату боевого оружия. Поэтому люди, потерявшие или бросившие лопаты, воровали у других. Инициалы - средство от воровства, солдат спасал себя от трибунала.

    Что из шанцевого инструмента будет у пехотинца будущего?

    Вадим Шутиков: Отвечу так: лопата будет. Это мое личное мнение. Но в какой форме и в каком виде будет это лопата - не скажу. Но точно знаю, она будет до тех пор, пока солдат сможет, зарывшись в землю, спастись от вражеского огня. Хотя, конечно, все зависит от формы войны. Если будут газы, лазеры или что иное, от чего в землю не зароешься, тогда другое дело. И не стоит забывать о рукопашном бое. Хотя считается, что в рукопашную сегодня уже солдаты не ходят. Тем не менее, даже американская морская пехота изучает бой с применением лопаты.

    Это притом, что у НАТО штатная лопата - складная, трехсекционная, хват за широкую треугольную рукоять совершенно неудобный для рукопашки.

    Вадим Шутиков: И тем не менее. Да, неудобно. Но от рукопашного боя с лопатами не отказываются даже вечно нейтральные шведы. Я видел их наставление 1956 года. Это наставление по рукопашному бою с большой лопатой. Эту лопату удерживают двуручным хватом. Проще говоря - солдат держит лопату в рукопашном бою обеими руками. Как следствие - огромный замах и мертвые зоны.

    Мертвые зоны - это место, куда дотянется рука с лопатой противника?

    Вадим Шутиков: Да. И у американских морпехов из-за конструкции их лопат солдат должен держать ее двумя руками. Вследствие этого боевая стойка становится фронтальной, ухудшается координация движения. Во фронтальной стойке сам профиль человека в два раза больше для поражения, он более скован… Напротив, наша лопата позволяет и защищаться и нападать. Наши армейские лопаты, и российская школа рукопашного боя - наследница великолепной школы СССР, и, на мой взгляд, являются самыми оптимальными. Эта школа рукопашного боя проверена многими войнами и локальными конфликтами. Подчеркну: я говорю о школе боя с Линнеманновской лопатой, а не о современном складном варианте.

    В свое время я делал доклад в институте физкультуры на кафедре рукопашного боя. Кстати, оказалось, что даже не все рукопашники знают, что лопатой дерутся. Один офицер, сославшись на данные академии полиции Латвии и на американские источники, высказал мнение, что лопата в рукопашном бою уже утратила свое значение. Поскольку в рукопашном бою стали вполне успешно применять дробовик.

    И что можно ответить латышам и американцам по этому поводу?

    Вадим Шутиков: У меня два встречных вопроса. Первый: что, каждому солдату вместо лопаты теперь выдавать еще и дробовик? И второй: как солдат дробовиком окапываться будет? Дробовик решает свой круг вопросов. Лопата - свой. Но солдат должен уметь поразить противника всем, что есть у него в руках. И лопатой, и дробовиком, и каской. Это его работа. Кстати о Латвии. Год назад, был скандал связанный как раз с закупкой дешевого и некачественного шанцевого инструмента.

    Центр закупок гособороны и военных объектов, закупил складные трехсекционные лопаты, с треугольной рукояткой образца НАТО. Предпочтение было отдано инвентарю с самой низкой ценой - произведенным в Китае лопаткам по 3,1 евро штука. В результате на учениях, ополченцы подразделения Земессардзе (дословно "Стража Земли" - латвийская добровольная вооруженная организация, являющаяся частью Национальных вооруженных сил Латвийской Республики), из тридцати выданных лопат, в первые же 5 минут сломали четырнадцать. И это в песке, т.е. в легком, сыпучем грунте. А ведь поломка лопаты под огнем противника это почти гарантированное ранение или смерть. В общем, лопата неотъемлемая часть любой войны, где применяется скорострельное оружие. В этом плане лопата вечна.

    И что, ополченцы Латвии так с китайскими лопатами и воюют?

    Вадим Шутиков: Нет, закупили новые лопаты - производства известной финской компании. Но только уже не за три, а за 35 евро за штуку.

    А если военные попросят тебя проконсультировать относительно лопаты будущего?

    Вадим Шутиков: Все зависит от тех требований, которые выдвигает армия к инструменту. Но если очень упрощено, то я считаю, что пехотинцу нужна максимально простая лопата, специальным подразделениям - мультитул. Но все должно быть высокого качества.

    Главное - это то, что более 150 лет назад наши предки пришли к мысли, что солдату необходима лопата. Эта мысль рождалась в спорах и дискуссиях, как среди чиновников, так и среди боевых офицеров. И пока теоретики спорили, нужна ли лопата, а если нужна, то какая, солдаты умывались кровью без шанцевого инструмента. Есть закономерность: интерес к лопате резко возрастал во время боевых действий, и ее совершенно забывали в мирное время.

    Собственно, так происходило и происходит в XIX, и в XX, и в XXI веках. И в русской армии, и в европейских. За пренебрежение к лопате жутко поплатились англичане в англо-бурской войне. Но кровавый урок был забыт, и в первую мировую английские солдаты снова рыли окопы штыками и кружками. Умывалась кровью и наша армия в Русско-Турецкой, Русско-японской, в обеих мировых войнах. Так было в Чечне.

    В одном письме мне написали, что на позициях в Донецке, когда украинская армия била по ним из артиллерии и минометов, из-за лопаты возникла настоящая драка. Ничего не меняется со времен русско-турецкой войны. Когда по солдату стреляют, он очень хочет копать. А лопаты нет. Все повторяется. Пора выносить уроки из войн прошлого. Собственно, об этом я и написал в книге.

    Кстати

    - "Уставная" малая пехотная лопата (МПЛ) 1915 и 1916 годов с клеймом производителя сегодня стоит  2500 - 3500 руб. (цена лопат выпуска до 1915 года в 1,5 - 2 раза выше).
    Упрощенная (др. название - артельная) МПЛ 1915 - 1916 гг. - 1500 - 2500 руб.

    - Лопата фронтовых лет (до 1945 года) - 1000 - 1500 руб.

    - Малые пехотные лопаты 1980-ых годов (с клеймом "три елки") - 300 - 700 руб.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться