Эксперты рассказали, что мешает сохранять городские леса в ПФО

В ПФО насчитывается 237,7 гектара городских лесов, однако соответствующие лесничества созданы только в Пермском крае и Нижегородской области. В Ижевске образован отдел городского лесничества. В результате в большинстве регионов за зелеными насаждения на территории населенных пунктов толком никто не следит, и их бесконтрольно вырубают.

Такая информация прозвучала в завершение первого дня 19-го Международного научно-практического форума "Великие реки" на тематическом круглом столе.

- Определение "городские леса" есть только в "Инструкции о порядке отнесения лесов к категориям защитности", утвержденной приказом Гослесхоза СССР от 24 сентября 1979 года № 157 и действующей в настоящее время в части не противоречащей законодательству, - отметила начальник отдела контроля за ведением лесного реестра и земельных отношений департамента Рослесхоза по ПФО Елена Дымза. - Согласно документу, к городским лесам относятся насаждения, находящиеся в границах городской черты, рабочих поселков и других населенных пунктах городского типа.

Часто городские леса расположены на землях неразграниченной формы собственности.

- Самыми распространенными нарушениями являются отсутствие постановки земель лесного фонда на учет и незаконный вывод участка из лесфонда, - рассказала прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в ПФО Татьяна Рогова. - Например, минприроды Ульяновской области незаконно выделило земли лесного фонда для размещения рекреационной зоны в ведение арендатора. По факту возбуждено уголовное дело. В ПФО существует проблема бесхозяйных лесов.

Как отметил Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов, в 2016 году выявили более трех тысяч нарушений в сфере лесопользования.

- Городские леса подвержены незаконной вырубке и пожарам, а между тем они участвуют в регулировании климата, выработке кислорода и заготовке лесоматериала - стратегического для нашей страны, - добавил представитель надзорного ведомства.

Декан факультета лесного хозяйства НГСХА Наталья Бессчетнова обратила внимание на то, что городские леса находятся в ненадлежащем санитарном состоянии, а проводить соответствующие работы трудно по причине пробелов в законодательстве.

- Городские леса сажали сто лет назад, они постоянно находятся под прессингом антропогенного фактора и не могут существовать вечно без санитарных вырубок, - сказала эксперт. - А специфический правовой режим запрещает их проведение. Получается, мы сохраняем то, что является источником болезнетворных вредителей. В конце концов городские леса приходят в упадок. Я люблю леса, но хочу, чтобы они были надлежащего качества. Нужны инструкции, корректные и четкие. К нам часто обращаются местные жители с просьбой выделить студентов на уборку валежника, но мы отказываемся: их же соседи начнут обращаться в инстанции и нас оштрафуют.

Также до сих пор существует проблема с короедами-типографами. Экологи не разрешают вырубать дерево, поврежденное вредоносными жуками, пока на нем есть хвоя. Но к тому времени короед уже примется обгладывать соседний ствол. К слову, по правилам такое дерево нужно сжигать, но вот парадокс: тогда возникнут проблемы как минимум с пожарной службой.

По словам ведущего сотрудника научно-исследовательской части Оренбургского государственного аграрного университета, лесника с 45-летним стажем Николая Кузьмина, в Оренбуржье четверть лесов (из 10,7 гектара) - горельник, и администрация не предпринимает никаких мер. Кстати, эта проблема характерна для ПФО в целом.

- Городские леса находятся в ареале проживания основной массы населения, в том числе и волжского бассейна, - резюмировал замначальника отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Денис Чураков. - Проблемы лесов и рек идут рука об руку. Деградация одних приведет к аналогичным последствиям для других. Ясно одно: необходимы предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере лесного хозяйства.