Строгая посадка

Пассажиров авиарейсов из Беларуси в российских аэропортах теперь встречают по новым правилам
С этого понедельника самолеты из Беларуси прилетают не во внутренние терминалы российских аэропортов, а в международные.
Единой стратегии проверки пассажиров рейсов между двумя странами Союзного государства пока не выработано.  Фото: Роман Щербенков Единой стратегии проверки пассажиров рейсов между двумя странами Союзного государства пока не выработано.  Фото: Роман Щербенков
Единой стратегии проверки пассажиров рейсов между двумя странами Союзного государства пока не выработано. Фото: Роман Щербенков

Ожидалось, что это нововведение для белорусов и россиян станет чистой формальностью. Предъявил на выходе паспорт, а также посадочный талон - и свободен. А изменения направлены исключительно на иностранцев - в целях обеспечения национальной безопасности для них будет организован полноценный пограничный контроль (напомним, в феврале Беларусь для граждан из 80 стран на пять дней ввела безвизовый режим). Однако первые дни действия новых правил пищи для размышлений подкинули. Выяснилось: есть все же и проблемные моменты.

Сразу оговоримся: дьюти-фри недоступен ни в одной воздушной гавани. Несмотря на "международный" статус рейса, перелет все же осуществляется в границах Таможенного союза. В остальном - аэропорт аэропорту рознь. Ведь, анализируют авиаторы, единой стратегии проверки пассажиров рейсов между двумя странами Союзного государства пока не выработано. Читаю первые отзывы на интернет-форумах. К московскому Шереметьево нареканий, пожалуй, меньше всего. Удобная навигация, отдельный коридор для граждан России и Беларуси, да и сама процедура проверки занимает немного времени. А вот тем, кто прилетел из Минска в Домодедово или Жуковский, на территории аэровокзала пришлось задержаться. Пассажиры пеняют: мало того что в подмосковном аэропорту все прилетевшие оказались в одной очереди, так еще у них сканировали паспорта, а у некоторых спрашивали и о цели визита. Итог таков: если раньше уже минут через десять-пятнадцать после посадки человек выходил из аэропорта, теперь ко "времени в пути" можно смело добавлять как минимум полчаса.

- При этом с 2014 года все авиакомпании, которые летают в Россию, согласно законодательству обязаны предварительно подавать сведения о находящихся на борту пассажирах, - обращают внимание в авиакомпании "Белавиа". - А значит, контроль и до этого был достаточно серьезным.

У транзитных пассажиров свои неудобства. Иностранцы, которые используют Национальный аэропорт Минск в качестве пересадочного узла на пути в Россию, пограничный контроль будут проходить дважды. А ко всему прочему, предъявлять в российском аэропорту заполненную еще в Беларуси миграционную карту. Внимательными нужно быть и гражданам Союзного государства, которые через Москву летят в другие российские города. Добраться из внутреннего терминала в международный - дело не трех минут. В любом случае, говорят в "Белавиа", время на стыковки существенно возрастет. И это невозможно не учитывать, планируя маршрут.

Неважная новость ждет "вахтовиков", для которых из Беларуси в нефтяные регионы России вот уже много лет "Белавиа" организовывала чартерные рейсы. Увы, летать в Новый Уренгой и Ноябрьск белорусский перевозчик пока - до урегулирования ситуации - не сможет.

В этих аэропортах попросту нет международного терминала. Как быть? Все дороги пойдут через транзитные российские воздушные гавани?

- Проблема в том, что распределить по регулярным рейсам около 180 пассажиров чартерных маршрутов (а именно столько одновременно брали на борт самолеты "Белавиа") - задача достаточно непростая, - говорят эксперты. - Сейчас белорусский департамент по авиации Минтранса, а также Министерство иностранных дел думают, как разрешить возникшую проблему.

Прилетающим в Национальный аэропорт "Минск" российским пассажирам беспокоиться не стоит. Для них все осталось, как и прежде. Дополнительный пограничный и паспортный контроль для граждан Союзного государства Беларусь не вводила.

Досье "СОЮЗа"

Прямое авиасообщение связало Минск с Москвой, Санкт-Петербургом, Калининградом, Краснодаром, Сочи. А с 30 мая белорусские самолеты полетят в Нижний Новгород. Кстати, в прошлом году только "Белавиа" между Россией и Беларусью перевезла 870 тысяч пассажиров, из них почти 500 тысяч - транзитники. Из Минска в Москву и обратно ежедневно летают 15 прямых рейсов.

Тем временем

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота пояснил, что нововведения не отразятся на перелетах граждан Беларуси и России. Пограничный контроль в их отношении осуществляться не будет, и они по-прежнему смогут пересекать границу по внутренним паспортам. При этом белорусы и россияне должны будут сохранять посадочный талон для предъявления по прибытии в Россию.