18.05.2017 20:17
Поделиться

"Правый сектор" развязал "церковное рейдерство" на западе Украины

Вчера Верховная рада не решилась поставить на рассмотрение законопроект "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором" (N 4511), и поправки в действующий закон о "Свободе совести и религиозных организациях" (N 4128). Формальным поводом для отсрочки объявлено намерение народных избранников провести дискуссию по поводу грядущего фактического запрещения деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Однако те, ради кого эти законы писались, - адепты раскольнического Киевского патриархата из запрещенного в России "Правого сектора" (ПС), - начали воплощать их в жизнь, не дожидаясь формального одобрения Рады.

О переносе рассмотрения антицерковных законов утром журналистам в Раде заявили два представителя правящей коалиции - заместитель руководителя фракции Блока Петра Порошенко (БПП) Алексей Гончаренко, известный своим деятельным участием в трагедии 2 мая в Одессе, и советник главы МВД Антон Геращенко - куратор печально известного сайта "Миротворец". Первый заявил о том, что президентская фракция считает оба законопроекта недостаточно проработанными для начала рассмотрения в сессионном зале, а второй выразил сомнение в необходимости срочного голосования без должной полемики между политиками.

Возможно, отложить рассмотрение взрывоопасных инициатив депутаты были вынуждены из-за молитвенного стояния, собравшего под стенами Рады около десяти тысяч православных киевлян и приезжих из других епархий, пытавшихся молитвой вразумить украинских депутатов. Со своей стороны власти сделали так, чтобы молитва не была никем услышана, и включили в Мариинском парке, непосредственно примыкающем к зданию парламента, громкую музыку - аккомпанемент к организованной и.о. министра здравоохранения гражданкой США Ульяной Супрун общенациональной зарядке.

Молитвенное стояние ­собрало под стенами Рады около десяти тысяч ­православных киевлян и ­приезжих из других епархий

Напомним, что отложенные законы предполагают наделение государства фактическим правом назначения священнослужителей - вопреки конституции и церковным уставам, а также дает возможность запрета религиозных организаций, если "будет установлен факт сотрудничества с представителями вооруженных террористических организаций". Хотя в законах нет прямого указания, эта угроза адресована исключительно УПЦ МП, прямо обвиняемой сегодня киевскими политиками в "сепаратизме". Также этими законами легализуется и без того существующее на Украине "церковное рейдерство", для чего предлагается проводить по требованию жителей конкретных территорий своеобразную перепись верующих, при которой любой посторонний или попросту приезжий из других регионов страны сможет проголосовать за переход прихода вместе с храмом в другую конфессию. По этой схеме на Украине уже произошли захваты десятков храмов УПЦ МП, и захватчиками выступали вооруженные прихожане никем не признанного Киевского патриархата, после государственного переворота претендующего на роль единственной православной церкви на Украине и отпускающего любые грехи карателям. Конкуренцию раскольникам в деле "церковного рейдерства" на западе страны может составить украинская греко-католическая церковь. Несмотря на то что униаты вместе с адептами самозваного патриарха Филарета вместе приветствовали государственный переворот и благословляли карателей, отношения между ними всегда становились натянутыми, когда речь заходила о недвижимости и земельных наделах. Объединяет их на сегодня только ненависть к Украинской православной церкви и России.

"Никакого предварительного обсуждения законопроектов не было. Мы сегодня являемся свидетелями, что именно в годовщину столетия со дня начала антирелигиозных репрессий государство пытается принять законы, которые, по сути, абсолютно репрессивные. Репрессии против УПЦ - это не только дискриминация какого-то института, какого-то учреждения. УПЦ - это миллионы украинцев", - перекрикивая спортивные ритмы, рассказал журналистам участвовавший в молитвенном стоянии глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП епископ Климент.

Впрочем, противники "антицерковного" законодательства в украинском парламенте все-таки есть. "Эти два закона я считаю и антицерковными, и антигосударственными, и антиукраинскими. Эти законы способны вызвать гражданскую войну уже на религиозной почве. Как мы знаем из истории, самые беспощадные и кровопролитные войны были именно на религиозной почве", - заявил накануне пленарного заседания в эфире украинского телеканала News One депутат от "Оппозиционного блока", бизнесмен и меценат Вадим Новинский. По его словам, религиозная война на Украине фактически уже идет, ситуация лишь балансирует на грани перехода в горячую фазу, сигналом для чего может стать голосование украинских депутатов. "За последние три года было захвачено более 45 храмов, которые были переданы под юрисдикцию Киевского патриархата. Это все делается незаконно, мы видели, как избивают прихожан, священников", - сказал депутат Рады.

Противники "антицерковного" законодательства в украинском парламенте все-таки есть

С призывом одуматься обратился вчера к украинским парламентариям и глава украинского православия, митрополит Киевский Онуфрий. "Вы планируете рассматривать законопроекты N 4511 и N 4128, негативные отзывы которым уже дали эксперты, религиоведы, политики и все неравнодушные украинцы. Но самую главную оценку дали те, кого указанные законопроекты непосредственно касаются - это православные украинцы, несогласные с принятием предложенных изменений. Их принятие приведет к религиозной вражде, дискриминации и нарушения свободы совести и вероисповедания. Реализация этих законопроектов откроет двери для религиозной войны и наложит негативный отпечаток на Украину на международной арене", - говорится в обращении митрополита Киевского, размещенном на официальном сайте УПЦ МП.

Из первых уст

Чему учит прошлое

Жан-Франсуа Колосимо, профессор парижского Свято-Сергиевского богословского института:

- На протяжении веков, к примеру, в Европе они были настолько тесно связаны между собой, что сама история континента во многом определялась отношением между властью и культовыми институтами, их взаимопроникновением. Достаточно вспомнить религиозные войны XVI -XVII веков, которые проходили как внутри стран в форме кровавых гражданских столкновений между католиками и протестантами, так и между государствами, принявшими в качестве главенствующей ту или иную форму христианства. Все это отразилось на нынешнем статусе культов в большинстве европейских стран. Напомню, что в Швеции вплоть до нынешнего столетия лютеранство было официальной религией, оно имело определенные преимущества перед иными культами, а английская королева, что немаловажно, до сих пор является главой Англиканской церкви.

Знаете, Франция, где светский режим давно установился, является скорее исключением из общего правила. Почти повсюду в других европейских странах наряду с государственной властью всегда была доминирующая религия, часто как единственно разрешенная, как это было в скандинавских странах, где католицизм долго находился под запретом. В рамках ЕС такая практика просуществовала до нынешних времен, и от нее отказались всего лишь в течение последних лет двадцати.

В целом в Европе в прошлое ушли времена, когда власти могли указывать церкви, что делать

Опять-таки вернусь к шведскому примеру, где лютеранство являлось государственной религией. А это значит, что и тамошние законы были составлены таким образом, чтобы создавать благоприятный климат именно для нее. Это и отвод земельных участков для строительства церквей, и щадящий налоговый режим, и определенная роль в системе народного просвещения. Это уже не говоря о влиянии, которое лютеранские иерархи могли оказывать на законодательную власть. При этом представителям прочих культов просто запрещали отправление их культа. Многое делалось для того, чтобы обратить их в господствующую религию. Так, возвращаясь к истории, в Австро-Венгрии православному населению Карпат властями разрешалось сохранять византийские обряды православия, но оно было обязано принять постулаты Римской католической церкви, то есть фактически отказаться от своей исконной религии. Так что выбор был тяжелым: оставаться верным себе и испытывать лишения, а порой и гонения, или подчиниться диктату. Понятно, что довольно часто вспыхивали бунты, когда возмущенные преследованиями люди шли на столкновения с властями. Хотя, конечно, самые жестокие схватки происходили в Европе в ходе длившихся целое столетие религиозных войн.

В целом же в Европе, может быть, за исключением некоторых стран на ее востоке в прошлое ушли времена, когда власти могли указывать церкви, что делать. Этого нет больше. Конечно, это не значит, что между этими структурами современного общественного устройства не существует противоречий или, наоборот, совпадения интересов.

Пресвитер Георгий Максимов, доцент Московской духовной академии, член экспертного Совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму:

- Поддержка со стороны государства одной из религий не всегда означает вмешательство во внутренние дела, и вовсе не обязательно подразумевает причинение ущерба остальным религиям. На самом деле та модель равноудаления государства от любой религии, которая с подачи США продвигается как "самая правильная", не осуществлялась почти нигде, кроме США. Во всех остальных государствах всегда существовала религия большинства населения, и она, естественно, получала преимущественное внимание и поддержку со стороны государства. Если говорить исторически, то именно это - норма, а американская модель - исключение. Впрочем, и в США нет полного удаления государства из сферы регулирования деятельности религиозных организаций. Когда надо, государство там очень даже вмешивается в их внутренние дела, вплоть до вооруженного штурма силами ФБР с применением бронетехники, как это имело место в отношении ранчо секты "ветвь Давида" в 1993 году. Если говорить о современности, то, допустим, в Таиланде король по конституции должен быть непременно буддистом, и буддизм является главной религией страны. Но при этом король также объявляется покровителем всех религий, и их последователи осуществляют свою деятельность без какого-либо ущемления, хотя, разумеется, христиане и мусульмане не имеют там таких же возможностей, как буддисты.

Если же говорить об истории, то до ХХ века почти во всех странах мира религия большинства населения являлась государственной, а религиозные меньшинства были в ущемленном положении - в большей или меньшей степени.

Что же касается вмешательства во внутренние дела поддерживаемой религии, то оно, конечно, имело место и порой оказывало серьезное влияние. Например, в арабском Халифате именно халифы определяли, какое из внутримусульманских течений объявлять единственно правильным. Так, халиф аль-Мамун поддержал мутазилитов в ущерб суннитам, а следующий халиф аль-Мутаваккиль стал поддерживать суннитов и гнать мутазилитов. В итоге сунниты стали доминирующим течением в исламе, а мутазилиты исчезли. И подобных этому примеров в истории много.

Однако в современности вряд ли возможны в большинстве стран открытые и официальные гонения на представителей религиозных меньшинств. И слава Богу.

Подготовили Константин Волков и Вячеслав Прокофьев, Париж

Точка зрения

Об отношении церкви и государства в Италии

"Богу Богово, а Кесарю - Кесарево". Эта древнеримское изречение и по сей день остается формулой отношений церкви и государства на Апеннинах.

По последним данным, число прихожан Римско-католической церкви в Италии составляет около 96,77 процента населения страны, из них от 33 до 38 процентов являются активными прихожанами; 10 процентов католиков участвуют в различных церковных служениях. Ныне в стране действуют более 25 тысяч католических приходов. Главная особенность ситуации состоит в том, что на территории Рима размещено Государство-город Ватикан, центр мирового католицизма. Их отношения регулируются Латеранскими соглашениями, как принято называть систему договоров между итальянским государством и Святым Престолом.

Они привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к разрешению "Римского вопроса", существовавшего с 1870 года; определили права и привилегии Католической церкви, ее положение в Итальянском королевстве. Соглашения получили свое название по имени Латеранского Апостольского Дворца в Риме. Они были подписаны 11 февраля 1929 года кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Бенито Муссолини, действовавшим от имени короля Виктора Эммануила III, и ратифицированы в мае того же года нижней палатой итальянского парламента, полностью состоявшей из членов фашистской партии. Соглашения состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признает католицизм "единственной государственной религией" Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан Городом Ватикан (Città del Vaticano), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Примечательно, что главенствующее положение католицизма определяется согласно итальянской Конституции 1984 года. Документ "Новый Конкордат", также датируемый 1984 годом, гласит, что в государстве существует четкое деление на католическую и некатолическую религии. Среди последних отмечены: православие, баптизм, лютеранство. Кроме того, в стране проживают пятидесятники, адвентисты седьмого дня, вальденсы, Свидетели Иеговы и относительно небольшое число мусульман. Конституция провозглашает свободу вероисповедания в Италии. Церковь здесь отделена от государства.

Конечно, Ватикан пытается отстоять ряд важных позиций, в частности по вопросам эвтаназии, усыновления детей однополыми парами. Время от времени ставится под сомнение присутствие христианских распятий в учебных классах муниципальных школ и другие проблемы.

Формально обе стороны поддерживают регулярные официальные контакты, в том числе на высоком уровне. Нынешний Папа Римский Франциск встречается с руководителями республики, которые, в свою очередь, присутствуют на всех важнейших церемониях в Ватикане.

Алексей Букалов, Рим