18.05.2017 09:44
    Поделиться

    Воронежцы увидят королеву красоты древнего Египта

    Бюст царицы Нефертити, который входит в десятку самых узнаваемых произведений мирового искусства, привезли в Воронеж. Правда, в виде высокоточной копии. Хранитель оригинала - из Египетского музея Берлина - официально признала эту имитацию лучшей из имеющихся.

    "Русская" Нефертити появилась на свет в конце прошлого года. Столичная библиотека имени М. Волошина - центр египтологии и востоковедения - получила из Берлина результаты трехмерного сканирования скульптуры и заказала по ним гипсовую отливку на одном из военных заводов. Потом ее 3,5 месяца дорабатывал художник Эдуард Агапов.

    - Вживую я древний бюст не видел, ориентировался на множество фотографий, предоставленных египтологом Виктором Солкиным. Дело в том, что и в Берлине вы можете рассмотреть Нефертити только фронтально, снизу вверх и через пуленепробиваемое стекло. А там очень интересно выполнен затылок, на "макушке" краска сильно стерлась - все пришлось изучать по макроснимкам и воспроизводить досконально, - рассказал Эдуард Агапов. - Для меня это не первая работа такого рода - всю жизнь делаю музейные копии и имитации древних скульптур. Но эта - одна из самых сложных.

    Мастер использовал современные материалы (например, вместо горного хрусталя и черного дерева для правого глаза брал стекловидный акрил), современный напильник, губки и кисти. Краску приходилось наносить несколько раз, чтобы добиться нужного оттенка. "Древние художники использовали натуральные пигменты, а наши-то на другой день чуть меняют цвет…" - пояснил Агапов.

    Изучив результат на фото, берлинский хранитель бюста Нефертити прислала в Москву официальное свидетельство того, что копия получилась лучшей из тех, что известны на данный момент. И даже пригласила Агапова на "рандеву" с древнеегипетской царицей. Если художник заглянет в Египетский музей, специально для него поднимут полуторатонный прозрачный кофр, под которым находится скульптура.

    Она, согласно решению властей ФРГ, никогда не покидает своего места. В библиотеке имени М. Волошина свою Нефертити тоже решили сделать "невыездной". Но для Воронежа - по дружбе - сделали исключение. Да еще и подарили фильм о том, как был обретен этот шедевр и в чем его значение для искусства. С редкими кадрами 1912 года и снимками различных вещей "великой супруги царской" - от кубка до фрагментов дворцового пола.

    Скульптуру Нефертити в синем парике (иногда его называют короной) обнаружили немецкие археологи в мастерской скульптора Тутмоса Младшего. Руководитель раскопок Людвиг Борхардт зарисовал бюст в дневнике с пометкой "Описывать бесцельно - надо смотреть".

    - В те годы египтяне делили все находки на две части: самое ценное оставляли в Каире, остальное разрешали вывозить. Из опубликованных недавно дневников ассистента Борхардта мы знаем, что немцы хотели отправить бюст Нефертити в Берлин любой ценой и замаскировали его под неоконченный портрет. Покрыли фольгой, а поверх - гипсом. И напоили комиссию, - объяснил египтолог Виктор Солкин. - В Германии шедевр подарили кайзеру, тот передал его в музей. Узнав об этом, египтяне со скандалом изгнали немцев-археологов и долгие годы безуспешно пытались вернуть Нефертити себе. Во время Второй мировой портрет в синем парике прятали в тщательно заминированных соляных копях. К счастью, американцы сумели не допустить взрыва.

    Прекрасная царица жила в XIV веке до нашей эры, была супругой фараона Эхнатона, мачехой и тещей его племянника Тутанхамона. Ее полное имя в переводе означает "Прекрасная в красоте Солнечного диска красавица пришла". Нефертити имела чарующий голос, и, по всей видимости, незаурядные ум и волю. Сохранились послания к женам иностранных правителей за ее личной подписью - то есть царица знала иностранные языки. Она наравне с мужем ставила свою печать на важных государственных документах, чего ранее в Египте почти никогда не бывало, подчеркнул Солкин:

    - Для нее строили отдельные святилища, где Нефертити встречала рассвет и провожала закат, молясь Атону - богу солнца, которого они с фараоном считали своим личным предком. Новую столицу, которую по их повелению построили за рекордные четыре года ценой жизни тысяч рабочих, украшали статуи Эхнатона с женой и дочерями. Сохранились барельефы и росписи, где мы видим удивительные, полные нежности домашние сцены из жизни царской семьи. Супруги непринужденно завтракают, держатся за руки, тянутся друг к другу (можно сказать, это единственный поцелуй в древнеегипетском искусстве!), Нефертити с детьми сидит на коленях мужа и болтает ногами… При следующих фараонах художники будут вынуждены отказаться от такого жизнеподобия.

    Счастье Нефертити было относительно недолгим. Она родила мужу шесть дочерей, а он, при всей любви к ним, с маниакальной страстью мечтал о наследнике. В итоге прижил сына от родной сестры (этим кровосмешением объясняют проблемы Тутанхамона с ногами - в его гробнице нашли сотни посохов). А потом влюбился в иноземную принцессу, построил ей роскошную резиденцию и даже посвятил трогательные стихи.

    Нефертити тем временем похоронила одну из дочек и совсем отдалилась от мужа. Перебралась в свой дворец, разводила рыбок в бассейнах, завела любимую газель. И… "ушла в работу", став соправительницей государства. После смерти Эхнатона она даже два года правила Египтом в образе фараона Нефернеферуатона. Одиноким женщинам занимать трон тогда не позволялось, и она носила мужской парик.

    После смены власти город Эхнатона был проклят и заброшен, статуи "солнечного царя" разбиты, имя Нефертити стерто со многих табличек. А ее знаменитый ныне бюст в синем парике попросту упал лицом в песок с полки в мастерской скульптора. И благодаря этому дожил до наших дней.

    Выставка "Образ Нефертити" будет доступна до 10 июня 2017 года. Попасть на нее можно по билету либо на основную экспозицию (150 рублей для взрослых, 100 для школьников, студентов и пенсионеров), либо в залы древнеегипетского и античного искусства (100 рублей для всех категорий). Адрес музея: Воронеж, проспект Революции, 18. Телефон: (473) 255-38-67. Сайт: kramskoi.vzh.ru.

    Справка "РГ"

    Воронежская коллекция египетских древностей - старейшая и третья по значимости в России. В 2015 году ей исполнилось 200 лет. Среди экспонатов - саркофаг великого царского писца, служившего при Тутанхамоне (тещей этого фараона была Нефертити), статуя вельможи с головой овна, накладка на мумию храмовой певицы и статуэтка священной "прабабушки" из семейного алтаря. Некоторые предметы ценятся очень высоко - их ближайшие аналоги хранятся в Лувре, Египетском музее в Турине и музее Метрополитен в Нью-Йорке.

    Прямая речь

    Виктор Солкин, президент ассоциации по изучению Древнего Египта "Маат" (Москва):

    - Портрет Нефертити был сделан придворным художником Тутмосом Младшим на основе гипсовой маски с лица царицы. Сохранился и этот слепок, и черновые варианты бюста. Можно проследить, как автор "улучшал" внешность модели (не исключено, что по ее просьбам). Нефертити была очень привлекательной, с тонкой выразительной шеей. Но скульптор делал своего рода эталон женской красоты, поэтому - накладывая на известняковую голову гипсовую массу - спрямил нос, уменьшил губы, убрал складки вокруг рта, удлинил глаза и заострил скулы. Другие мастера, не удостоенные аудиенции у царицы, брали этот портрет за образец. Парик Нефертити синего цвета - так изображали волосы богов. На шее ожерелье из лепестков водяной лилии (это символ высшей власти) и плодов наркотического растения мандрагоры (символ страсти матери-вселенной). На лбу священная змея - символ царственности. Правый глаз вставной, а левого археологи так и не нашли. Современные исследования показали, что связующего вещества в этой глазнице не было. Скорее всего, мастер намеренно ушел от полного сходства с живой Нефертити. Иначе, по представлениям древних египтян, статуя имела бы мистического "двойника", что-то вроде души, как у живого человека.

    Поделиться