18.05.2017 14:42
    Поделиться

    Почему за смертельную аварию в Кузбассе никто не наказан

    В Кузбассе с момента ДТП, в результате которого один человек погиб, а другой остался инвалидом, прошло ровно шесть лет. Но к уголовной ответственности до сих пор никто не привлечен.

    Вечером 12 мая 2011 года 30-летний Руслан Пудиков ждал автобус на 241-м километре трассы "Иркутск - Новосибирск". Здесь, в Топкинском районе, расположены садовые участки, и Руслан как раз возвращался с дачи домой. Дорога была пуста, лишь вдалеке, со стороны Кемерова, двигались несколько машин. Руслан стоял на остановке и разговаривал с женой по мобильному, когда вдруг раздался скрежет металла. Потом страшный удар - и темнота.

    Очнулся Руслан в реанимации с диагнозом - закрытый осложненный перелом ребра с повреждением легкого, закрытые переломы костей обеих голеней со смещением, вывих ключицы, закрытый перелом лопатки, травма позвоночника, ушиб правой почки, рвано-ушибленные раны. Восемь месяцев после ДТП он не мог ходить. Перенес шесть операций (только за первую заплатили больше сорока тысяч рублей) и еще целый ряд курсов лечения, которое, впрочем, еще продолжается, как и сильные боли. Правая нога не срослась до сих пор. Тяжкий вред здоровью вылился в пожизненную группу инвалидности, не позволяющую отцу троих детей работать по своей специальности строителя.

    Все эти годы его поддерживают родители, и физически, и морально. Отец - Вячеслав Николаевич - через год после автокатастрофы как раз получил диплом юриста.

    - Свободного времени на пенсии было много, вот и сдал ЕГЭ, а потом отнес документы сразу на четыре факультета, включая дневное бюджетное отделение юрфака, которое и окончил успешно в 62 года, - рассказывает Вячеслав Пудиков.

    Второе высшее образование пригодилось в проведении собственного расследования ДТП.

    - На месте, где случилась авария - сплошная двойная разделительная полоса, а метров за сто до пешеходного перехода рядом с остановкой начинается сплошная прерывистая, что позволяет совершать обгон, - рассказывает Пудиков-старший. - И ехавший в той самой колонне водитель Nissan Teano, арендованного Новосибирским отделением Пенсионного фонда, Виктор Степанов решился на обгон сразу нескольких машин, увеличив скорость примерно до ста километров в час. Но тут впереди Honda Civic резко сворачивает налево - на дорогу, ведущую к санаторию-профилакторию "Энергетик", и Nissan, естественно, не успевает затормозить. В результате автомобиль Honda отбросило на обочину, а Nissan, отлетел в противоположную сторону и врезался в остановку, где стоял мой сын. И павильон, и машина вмиг превратились в груды металла.

    Виктор Степанов был доставлен в больницу с тяжелейшей черепно-мозговой травмой, от которой через несколько дней скончался. Руслана Пудикова, придавленного металлическими конструкциями, отыскали в кювете не сразу, к счастью, услышали, как он застонал. А водитель Honda - кемеровчанин Игорь Пенский - практически не пострадал, после аварии он вышел из машины, присел в сторонке и стал кому-то звонить. К слову, ни он, ни его представители, пока Руслан Пудиков лежал в больнице, не поинтересовались, как его здоровье. Позже Пенский скажет, что не видел ни человека, стоящего на остановке в яркой куртке, ни обгонявший колонну Nissan, а поворот налево он показывал заранее (хотя свидетели на суде ни о каких световых сигналах не упоминали). И вообще он сбавил скорость в этот момент до пяти километров в час. Игорь Пенский заявил, что после ДТП находился в шоке, ждал приезда "скорой" и ГИБДД. Потом вместе с инспектором осматривал место происшествия и давал необходимые пояснения.

    Согласно протоколу, в асфальте на месте столкновения иномарок осталась глубокая рытвина, то есть удар был жестким. А вот тормозного следа по ходу движения колонны на дороге не осталось.

    - А как при скорости пятьдесят-шестьдесят километров в час можно затормозить, не оставив следа, если асфальт буквально плавился от жары? - недоумевает Вячеслав Пудиков. - И если бы Nissan тормозил, то в него бы обязательно врезались машины, ехавшие сзади. Однако этого не произошло. Я понимаю, что Пенский совершил свой маневр неумышленно, возможно, от усталости, из-за жары. Но и Степанов никак не мог разогнаться больше допустимых на этом участке ста километров в час: мы делали трассологический анализ, который показал, что он просто не успевал это сделать при всем желании. И если на погибшем водителе и лежит ответственность за аварию, то только солидарная.

    В ноябре 2012-го Ленинский районный суд Кемерова, основываясь на показаниях свидетелей и других материалах, установил, что Пенский выполнял роковой поворот в тот момент, когда машина Степанова находилась уже на встречной полосе и имела преимущество перед Honda. Ответчика в рамках гражданского судопроизводства признали виновным, взыскав с него около трехсот тысяч рублей в пользу истца - страховой компании. А в июне 2015-го тот же Ленинский райсуд частично удовлетворил и гражданский иск Руслана Пудикова, обязав виновного выплатить 290 тысяч рублей. Апелляции ответчика в обоих случаях были отклонены.

    Казалось бы, виновный в аварии установлен, но уголовное дело по факту смертельного ДТП тянется уже седьмой год. За это время сменилось пять следователей, были назначены и проведены четыре автотехнических экспертизы, результаты которых противоречат друг другу, а порой и содержат ошибки (так, в одном из заключений вместо автомобиля Honda Civic упомянута Lada).

    - Уголовное дело прекращалось неоднократно, а потом возвращалось на доследование - после моих обращений в следственный комитет, УФСБ, УМВД, Генпрокуратуру и администрацию Кемеровской области, - продолжает Вячеслав Пудиков. - Закрывали дело под разными предлогами - истечение срока давности, отсутствие в действиях подозреваемого состава преступления, гибель виновного в ДТП… И так - семь раз. Кроме того, на экспертизу не были предоставлены фото, сделанные оперативно-следственной группой на месте ДТП. Все это и вынудило инициировать гражданские иски. Мы их выиграли. Я предложил Пенскому пойти на мировую, но его адвокат не согласился. Тогда я сказал, что у меня есть все доказательства, которые могут подтвердить специалисты. И услышал в ответ: "Засунь их себе...". Тогда решил: хамства не потерплю, буду биться до последнего.

    Тем временем

    В 2016 году, после очередного обращения в вышестоящие органы, материалы по ДТП наконец-то ушли в Топкинский городской суд. В качестве обвиняемого в уголовном деле фигурирует только покойный Виктор Степанов. Поэтому потерпевшая сторона заявила повторное ходатайство о назначении дополнительной автотехнической экспертизы. Суд, на последнем заседании которого присутствовал прокурор города Топки, посчитал целесообразным поставить перед экспертами (на сей раз московскими) следующие вопросы: какими пунктами требований ПДД должны были руководствоваться участники аварии в сложившейся дорожной ситуации, кто из них имел приоритет на движение по этому участку дороги, разрешен ли здесь маневр обгона с выездом на встречную полосу после преодоления знака "конец зоны запрещения обгона" и другие. Расследование отложено до получения результатов экспертизы.

    Цифра

    290 тысяч рублей взыскал суд с виновника аварии в пользу Руслана Пудикова, ставшего в один миг инвалидом.

    Поделиться