На "Ленфильме" почтили память режиссера Леонида Менакера

На киностудии "Ленфильм" почтили память петербургского режиссера Леонида Менакера, ушедшего из жизни пять лет назад, создателя фильмов "Никколо Паганини", "Молодая жена", "Завещание профессора Доуэля", "Последняя дорога", "Собачий пир".

Друзья, коллеги, родственники собрались в ленфильмовском кафе. Это легендарное место, "священное". Здесь в ХХ веке киношники проводили много времени, им было о чем поговорить. Рассказывают, что здесь заводились знакомства, обсуждались проекты, тут можно было встретить кинозвезд Гурченко, Джигарханяна, Смоктуновского, Ефремова, Калягина, режиссеров Аристова, Авербаха, Германа … Рядом шла любимая работа.

- С Леонида Менакера в 1974 году началось мое время на "Ленфильме", он первым взял меня к себе ассистентом,  - поделился режиссер Вячеслав Сорокин. - Какое славное время было! Я расспрашивал его о студии. Мне довелось работать на картине "Рассказ о простой вещи" по рассказу Бориса Лавренева. Там снимались Армен Джигарханян, Олег Борисов, Михаил Глузский. Я пришел из театра, всё внове, всё  интересно. Оказалось, Менакер тоже учился в ЛГИТМиКЕ у Музиля.

Позднее Менакер вел курс кинорежиссуры в Университете кино и телевидения. Свои истории рассказали его ученики -  режиссеры Антон Сиверс и Андрей Либенсон. Зрители знают Сиверса как создателя фильмов "Качели",  "Поцелуй бабочки", "Вербное воскресенье", "Дом на обочине",  "Василиса", "Черная кошка". Андрей Либенсон снял фильмы "Тот, кто гасит свет", "Кома", в эти дни на НТВ премьера его сериала "Личность не установлена".

- Леонид Исаакович был прирожденным педагогом. Часто мы слышали от него: "Не бойся совершать поступки". Я относился к мастеру как к родному человеку, - признался Антон Сиверс. - Институт я закончил в 1999 году. Не было месяца, чтобы мы не созванивались, и чтобы я не зашел в гости к своему учителю. К нему можно было прийти за любым советом. Я всегда чувствовал в работе его незримую руку, которая меня страховала. Словно для него снимал, ждал, что он меня похвалит, волновался, переживал. Ни разу не похвалил,  больше разносил. Раздосадованный, я уходил от него, но каждый раз, по прошествии времени, я понимал, что он прав!

- В 2009 году Леонид Исаакович написал сценарий "Служу Советскому Союзу!", и я стал работать с ним как режиссер с автором сценария, - дополнил Андрей Либенсон. - Это была потрясающая работа, она запомнилась больше, чем вся учеба в институте.

-  Леонид Исаакович привлекал своим интеллектом, начитанностью, фантастической эрудицией. Слушать его было всегда наслаждением. Он блистательно знал историю, литературу, свободно и обильно цитировал  русскую классику - Пушкина, Бунина, Булгакова… С ним можно было говорить на любые темы. Сейчас, как говорится, таких людей не делают, - отметил историк "Ленфильма" Александр Поздняков, долгие годы близко знавший режиссера Менакера.

Александр Поздняков предложил не превращать вечер в "мемориальное славословие", а поделиться человеческими историями: "Леонид Исаакович был человеком живым, веселым, остроумным, любил шутить". И сразу оживились:

- Любил мастерить модели кораблей и яхт, делал великолепных кукол. Был хлебосольным, радушно встречал гостей. Приготовленную им солянку до сих пор помним. Всегда угощал хорошим коньяком. Колоритный был человек, его надо было снимать. А как ему шла велюровая шляпа! Помните, как он радовался, когда приобрел "девятку"?

Не только ленфильмовцы пришли на вечер, но и врач, лечивший режиссера, и ветеринар, продливший жизнь его любимой собаке Бульке. Животные всегда жили в этом доме. Говорят, что когда Джигарханян звонил Менакеру, то первым делом задавал вопрос: "Маркиз здоров?" (это про кота). А потом говорили о делах.

- Мне было 16 лет, когда я познакомился с папой, - рассказал сын Менакера Михаил. - Наши отношения не были испорчены бытом, воспитанием. Мы были друзьями, любили друг друга. Он рассказывал мне о своих планах, читал рукописи, сценарии. Спустя годы папина жена Алла Иосифовна сказала мне, что отец называл меня "мое незаслуженное счастье".

На экране шел фильм "Не забудь…станция Луговая", его сняли в 1966 году Никита Курихин и Леонид Менакер, а главные роли сыграли Георгий Юматов и Алла Чернова, жена, муза Менакера.

Цитаты Леонида Менакера

Режиссура - профессия одинокая. Несмотря на то что все время приходится иметь дело с большим количеством людей. А может быть, именно поэтому. Иногда тебя любят - чаще ненавидят. Ты требуешь, ты настаиваешь, ты заставляешь. Ты - тиран. Разве можно любить такого человека?

Уверен, каждый должен реализовать то, о чем мечталось в детстве или юности. Иногда это удается. Чаще нет. Если удалось - значит, жизнь состоялась.