18.05.2017 07:53
    Поделиться

    Режиссер Ридли Скотт рассказал о фильме "Чужой: Завет"

    Карьера режиссера Ридли Скотта впечатляет и является примером для подражания. От "Тельмы и Луизы" и "Гладиатора" до "Робин Гуда" и "Марсианина". При этом он успевает еще и продюсировать сериалы. "Хорошая жена", "Хорошая борьба" и даже "Табу" - тому пример. Но есть в творчестве Ридли Скотта франшиза, которая способна выбить из колеи привычного ко всему зрителя. Это фильм "Чужой" 1979 года (даже небольшой отрывок - не позволит его забыть), "Прометей", снятый в 2012 - чтобы пойти и высидеть его уже требуется недюжинная смелость. И вот в российский прокат 18 мая выходит новый фильм "Чужой: Завет", которого каждый фанат ожидает с нетерпением и опасением одновременно. Одно знает точно - в зале не заснет. Чем так дороги его сердцу философские и масштабные истории про инопланетян и богов, Ридли Скотт рассказал первым зрителям своего фильма.

    Когда вы снимали "Прометея", была ли уже у вас в голове концепция фильма  "Чужой: Завет"?

    Ридли Скотт: У меня и до этого была целая концепция, которая должна была бы привести к оригинальному фильму "Чужой”. И я всегда был удивлен, почему при наличии последующих картин, никто никогда не спрашивал, кто будет воссоздавать этот фильм и почему? "Прометей” воскрешал "Чужого” с нулевого уровня. Наконец-то стало ясно, кто, почему и что будет делать и по какой причине. Он коснулся вопросов смерти и бессмертия, создания искусственного разума. После чего следует переход в следующую фазу.

    Правильно ли будет сказать, что новый фильм больше напоминает "Чужого", чем "Прометея"?

    Ридли Скотт: Да, только происходит эволюция - путь за пределы "Чужого". Оригинальный фильм был довольно хорош в том смысле, что это была добрая старая базовая история семи людей, запертых в одном пространстве, когда в итоге все они умирают. Это не более, чем стандартный малобюджетный фильм категории Б, но такие фильмы действительно "играют по крупному", если они правильно сделаны. Я всегда считал, что "Чужой" был малобюджетным фильмом категории Б со звездами и монстрами класса А. Но мы эволюционировали и, что принципиально, - повысили уровень простого ужастика. И все еще продолжаем снимать!

    В новом фильме герои обнаруживают некий "маяк", возможно, инопланетного происхождения - так они думают. И с трепетом они получают сигнал о том, что обязаны провести расследование. Это может быть призыв о помощи. Но "маяки" могут быть опасны, поскольку они могут быть ловушкой - как сирены на скалах. В данном случае команда думает, что человек сигналит, поскольку он в беде - и так оно и есть. Тем не менее, из-за ухудшения изображения герои даже не могут определить, это мужчина или женщина. И все это довольно загадочно.

    Это, конечно, похоже на первого "Чужого", но мы эволюционировали, повысили градус простого ужастика

    Как бы вы описали новую планету?

    Ридли Скотт: Она может показаться знакомой. Любая планета, которая находится в правильной позиции от такого источника тепла, как солнце, чтобы на ней появилась жизнь - получается очень похожей на Землю с точки зрения биологии. Я пытался найти реальную почву для нашей истории.

    Сейчас в НАСА наверняка считают, что существуют тысячи и миллионы инопланетян. Потому что есть солнечные системы, которые находятся от Солнца почти на таком же расстоянии, как Земля. Поэтому, если есть условия, то может и возникнуть жизнь.

    Около 30 лет назад, когда я делал "Чужого", то буквально "кругами ходил" вокруг того факта, что люди - вовсе не обязательно результат биологической катастрофы. Быть продуктом некоей биологической аварии означает, что силы природы должны приводить к миллиардам случайных правильных решений, что, конечно, нелепо с точки зрения математики. Таким образом за это должен кто-то отвечать? Мы могли бы сказать, что это - Бог, но я смотрю на это как на еще одну главную форму жизни. Поэтому часть работы героев заключалась в том, чтобы помогать развиваться другим планетам. Они немного напоминают садоводов в большом саду, которые развивают формы жизни подобные растениям. Если применить это мышление, тогда и появляется биологический смысл. Это - инженеры. И этот мир для них - родной.

    Вы сознательно сделали Кэтрин Уотерстон Дэниэлс "эхом" Рипли?

    Ридли Скотт: Да, мы хотели следовать традиции - ведущую роль должна играть женщина. Я снимал "Солдат Джейн", "Тельма и Луиза" - фильмы, где женщины были в центре внимание, но никогда не думал, что это будет так замечательно, как героиня Сигурни Уивер в "Чужом". Хотя первоначально эта роль была предназначена для мужчины. Я тогда подумал: "Женщина? Почему бы и нет? Хорошая идея". То же самое с Кэтрин - тут действительно имеет смысл идти по проторенной дорожке. В частности, женщина на корабле, который перевозит людей, что надеются найти новый мир - исследователей или колонизаторов. Если вы решили отправиться в далекий космос, вы никогда не вернетесь. Вы будете жить на борту корабля, лет 20 - пока путешествуете и не попадете туда, куда стремитесь. И когда вы добираетесь до конечной точки, то должны начать все заново - с нуля. И нужно заселить планету. Таким образом, мы сделали супружеские пары. Есть на борту судна и 2 тысячи душ, который могут быть классифицированы как криогенный питомник - в нем есть замороженные эмбрионы. И мы знаем, как это работает.

    Как можно сравнить экипаж "Завета" с "Ностромо" из первого фильма?

    Ридли Скотт: Экипаж "Ностромо" составляли, если можно так выразиться "рабочие лошадки". Экипаж "Завета" состоит из ученых, биологов, строителей и электриков. Более того, эти люди отобраны по специальному принципу - они должны были быть самодостаточны и в то же время стать частью общей структуры. Потому что все они - соседи, а соседям лучше друг другу помогать.

    Есть ли на борту корабля пассажиры-роботы?

    Ридли Скотт: Да, вы увидите двух Майклов Фассбендеров - в роли Уолтера и Дэвида. Дэвид - тот, кто "сошел с рельсов" и оказался головой без тела в "Прометее". Зритель узнает, что случилось с ним. Не очень хорошо, конечно, начать с прямого продолжения истории, но в данном случае это имело смысл, так что мы так и сделали. Хотя и на десять лет позже.

    Какие спецэффекты вы использовали для создания пришельцев?

    Ридли Скотт: Нам пришлось физически построить "Чужого". Он был создан как парень в резиновом костюме, без анимационных и других компьютерных приспособлений. У меня была секретная студия, и каждый день мне хотелось идти туда, посидеть и поболтать с актером, который был в костюме, и работать с ним. Все, что есть в оригинальном "Чужом" было сделано руками, и, тем не менее, он был чрезвычайно успешным. Мне хотелось сохранить это. Я думаю, что одним из самых ужасных вещей были яйца и то, что в итоге из них появлялось и бросалось на людей. Небольшой такой монстр, но он действительно работал, как маленький сукин сын.

    Насколько новый фильм был предопределен стилистикой "Чужого" и "Прометея"?

    Ридли Скотт: Я стараюсь все работы делать в разном стиле. Поэтому стилистика нового фильма сильно отличается от "Чужого". Кроме того, мы находимся в другой Вселенной внутри новой архитектуры - в мире инженеров. Так что перед нами более многоуровневая и сложная история. Хотя я и сделал ее так, чтобы зрители не испугались - на нижнем уровне.

    Сегодня труднее шокировать аудиторию, если сравнивать с 1979 годом?

    Ридли Скотт: Намного сложнее! Это не комедия, где зритель может вас послать и сказать, мол, я знаю, что это неправда. Сейчас многие фильмы преднамеренно стращают, среди них есть так много темных, жестоких и странных. Так что нужно быть осторожным в момент, когда на тебе, как на режиссере лежит большая ответственность. Я привык наблюдать реакцию зрителей на "Чужого" и понял, что с насилием и жестокостью на экране нужно быть очень осторожным. Нужно задумываться, кому фильм будет показан, как его воспримут - ведь в зале могут быть и неадекватные люди. Я стараюсь не сделать зрителю больно. Но, чтобы ему было не страшно - обещать не могу.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться