Учитель с Украины: События на востоке страны не должны вызывать ненависть к русскому языку

Учитель русского языка с Украины Ирина Голубничая преподает в гимназии в Днепре (так теперь называется Днепропетровск). В своем эссе, присланном на Пушкинский конкурс "Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?", украинский русист признается, как не просто сейчас пробуждать любовь к языку Толстого и Достоевского.

По национальности Ирина русская, но живет на Украине уже 34 года. И 30 из них преподает украинским детям в гимназии, которая в прошлом году отметила свой 100-летний юбилей. Педагог так описывает атмосферу в школе: "Ее толстые полуметровые стены сохранили дворянский, аристократический дух, атмосферу культа знаний и душевного благородства вопреки всем политическим ветрам, проносившимся над этой землей".

Русский на Украине учить можно, считает Ирина Голубничая, школьники уважают язык за общность славянских корней, а Россию за мощные экономические связи с Украиной, богатейшее культурное наследие. Преподаватель рассказывает, что предложила ученикам 9-11 классов объяснить, почему они изучают русский. Школьники, вопреки антироссийским настроениям в стране, ответили, что их стимулирует к изучению языка великая литература, живопись и музыка.

Впрочем, по словам учителя, многое изменилось за последнее время в украинской русистике. Учебники, изданные на русском, становятся все примитивнее, к тому же не выдерживает критики дизайн и качество печати.

" В 2013 году вышли новые Программы по русскому языку и литературе для школ с русским языком обучения, - рассказывает педагог. - Акценты смещены на коммуникативный и социокультурный уровни преподавания. Но ведь понятно: основа всех основ - грамотность и пунктуационная зоркость. Количество учебных часов по классам по сути не изменилось, однако его явно не хватает. В основном, это два урока в неделю. Знают ли дети русский язык хорошо? Стараются знать точно. А с учетом резкого падения интереса к чтению проблема становится еще более сложно решаемой. Чтение всегда было хорошей базой для изучения русского языка. Увы, реалии современного общества лишают нас надежного союзника".

На Украине сейчас обсуждение вопросов, связанных с русским языком, болезненно-националистическое, пишет Голубничая: "Это в государстве и в обществе. На крике, на злобе. Я же не встретила ни одной работы, где бы увидела раздраженность или пренебрежение. Мои ученики знают: ты имеешь право на свою позицию, но аргументируй ее. Кто-то написал глубже, основательнее, кто-то, как всегда, проскакал по верхам, но тональность работ была явно уважительная".

Среди гимназистов было несколько человек, кто отдал предпочтение английскому языку. Но мощные, неоспоримые аргументы в пользу русского - не только культура.

"Сама сегодняшняя Россия вызывает уважение: крупное государство с устойчивыми экономическими связами. Никто - ни я, ни дети - не пытались делать вида, что осложнения в отношениях России и Украины не существует. Но трактовка событий такова: это не война русского и украинского народов... И события на востоке Украины не должны вызывать ненависть к русскому языку и всему русскому вообще", - рассказывает, размышляя, педагог.

Она предложила восьмиклассникам такую ситуацию: давайте представим себе, что дома вы общаетесь только на украинском языке, газеты, книги, интернет - только на украинском. "Нет, мы так не хотим. Нам комфортнее на русском. Государственный язык мы знаем, понимаем, что на нем надо уметь общаться, но думаем мы по-русски", - ответили школьники.

Обращением к проблемам на востоке Украины учитель и ее ученики ответили на вопрос: "Модно ли сегодня изучать русский язык на Украине?"

"Увы, нет. Не модно. И война, как всегда, полностью проявила здесь свое разрушительное начало. Ей подпевает национализм. И дуэт получается бесталанный, истеричный, но воздействует на умы молодых. Мне не раз приходилось отвечать на дерзкие вопросы учеников о своей позиции и о России. И вот тут я себя вижу человеком, который так должен сказать, чтобы ребята осознали: славянские народы-братья останутся братьями навсегда", - пишет Ирина Голубничая.

А вот о выгодности изучения русского не было единодушия. Большинство гимназистов считает, что Россия - крупная экономическая держава, развивать с ней связи нужно обязательно, а потому знать русский язык необходимо.