Иное дело лоббизм цивилизованный. Дискуссия о таком лоббизме состоялась недавно в рамках Московского экономического форума, она так и называлась - "Цивилизованный лоббизм как условие развития России". А чуть ранее в Совете Федерации прошел "круглый стол" на ту же тему. Его участники обсудили проблемы разработки законодательной базы лоббистской деятельности, механизмы регулирования которой сегодня в России отсутствуют. "Мне кажется, что сегодня Россия готова к тому, чтобы приступить к проработке базового закона о лоббизме", - сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Депутат объяснил, почему, с его точки зрения, легализация лоббизма - дело реальное: "Во-первых, у нас есть твердая политическая воля победить такое зло, как коррупция, второе - у нас сегодня развитое и достаточно эффективное антикоррупционное законодательство, и у нас созданы все необходимые основы для его работы". По мнению парламентария, институт лоббизма должен находиться под контролем государства. "Такие фильтры, как регистрация, аттестация, аккредитация, должны быть под государственным контролем", - сказал Выборный.
Попытки узаконить лоббизм предпринимались в России неоднократно. В 2012 году Дмитрий Медведев будучи президентом давал поручение министерству экономического развития совместно с минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и подготовить конкретные предложения. Казалось, наконец-то будет принят закон о лоббизме, но дальше дискуссий в экспертном сообществе и парламентских кругах дело опять не продвинулось.
Что же требуется, чтобы вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства? Прежде всего - узаконить лоббизм. В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Действительно, запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.
Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин. Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях. В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, тенево лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: "Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос".
Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. О том, что законодатели местного и федерального уровня занимаются теневым лоббизмом, давно известно. Что существуют "неформальные связи" отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, тоже не секрет. Между теми, кто вкладывается в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, инициирует "нужный" закон, существует крепкая, хотя и не всегда очевидная связь.
А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В нынешнем составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей.
Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, а полностью ее искоренить все равно не удастся. Но пока лоббизм в России не выйдет из тени, он не будет свободен и от коррупции.