23 октября 2015 года на финском лейбле Spinefarm Records вышел альбом International Blackjazz Society норвежской группы Shining.
"Ну и что? - спросите вы, расстреляв из дробовика на лету очередную пластинку Майлза Дэвиса, - К чему нам эти однофамильцы шведских гитарных профессиональных плакальщиков?".
С различными вариантами этого, без сомнения, актуального вопроса норвежская группа сталкивались большую часть своей карьеры - с того самого момента, как отошли от своих акустических джазовых игр с саксофоном и стали углубляться в материю и теорию звука все глубже, раскапывая в этом направлении самые обжигающие недра музыки.
Группа Shining была создана в 1999 году мультиинструменталистом (основная специализация - саксофон) Йоргеном Мункеби, который приехал в Осло, чтобы учиться в Норвежской академии музыки. Решив организовать группу, но не зная никого в городе, он стал искать единомышленников среди своих соучеников. Так к группе присоединились басист Аслак Хартберг, барабанщик Торстен Лофтус и пианист Мортен Квенильд.
Их первый альбом Where the Ragged People Go вышел в ноябре 2001-го. Это был традиционный джаз - сыгранный профессионально, но такого рода музыку каждый месяц выпускает лейбл Джона Цорна Tzadik. Набравшись опыта и покатавшись по нерегулярным гастролям, в 2003-м они выпускают второй альбом, Sweet Shanghai Devil, где уже добавлены разные элементы отовсюду, но основа джаза с акустической составляющей оставлена почти в тех же пропорциях. Почти. Отдельного упоминания достоин каждый альбом, но мы перейдем сразу к ключевому моменту.
Он наступил 18 января 2010 года. После ряда своих альбомов, где норвежцы, невзирая на миллиарды протоптанных музыкальных троп и жанровых трупов, умело препарируют наследие King Crimson на джазовой основе с невероятной изобретательностью, танцуют на трех ногах, выжигают напалмовые дорожки фантазии а-ля Уильям Берроуз (но в музыке) под кривые размеры и нестандартные формы - и в итоге выходят к одному из главных пиков своей формы на данный момент. Альбом этот назывался Blackjazz.
Стоит начать с того, что шоубизнес в Норвегии выстроен по иным правилам, нежели в России. Здесь есть культура взаимоотношений между исполнителями всевозможных оттенков музыки и нет никаких выпадов и ограничений. Металлические коллективы оценивают наравне с джазовыми или иными поп-культурными представителями - разумеется, в своих номинациях. Но оценивается по одному признаку - мастерство и идеи. И в 2012 году группа Shining была оценена не кем-то, а группой A-Ha, известной в России и мире в первую очередь по прилипчивому треку Take on me. Она оценила "черный джаз". И Shining получили норвежскую версию "Грэмми" в номинации "Инноваторы года".
Особенный саунд альбома коллективу помогал отшлифовать Шон Биван, продюсер всех поп-индустриальных "черных" икон - от Мэнсона до Ministry. В итоге дзен-медитация на жирном, грязном звуке, скидывая в весьма аппетитное блюдо кристально-джазовые с математическим уклоном гармонии гитар, невероятные изощрения ритуальных шаманов за барабанами (порой совершенно не верится, что это один человек) и транс-нойзовую симфонию почти на десять минут, дала миру идеальный альбом. Концентрация общей индустриальной концепции была во всем - от обложки и фотосессии до костюмов. Все было выдержано в темных тонах и носило весьма минималистично-угрожающий характер.
Новые одежки пришлись настолько точно и выглядели свежо, что старые композиции заиграли новыми оттенками темного цвета - достаточно послушать их концертник Live Blackjazz, чтобы без труда ощутить несокрушимую, почти первобытную энергию, затянутую в латекс найденного концептуального звука.
И отчего же мы так долго рассматриваем этот альбом и никак не переходим к International Blackjazz Society? Поясняем и переходим. Вышедший в 2013-м альбом One One One - довольно бедное на идеи продолжение Blackjazz почти во всем, но усиленное по-прежнему космически отполированным эталоном звука и зашкаливающим драйвом, кладущими всех гитарных барби на лопатки на сверхсветовых скоростях. И все же, несмотря на профессионализм и запредельный экшн, по меркам группы это было самое настоящее топтание на месте. На этой записи особенно очевидно, что Йорген больше тянется к гитарному звуку, и партии саксофона настолько сильно искажены, что даже их джазовая составляющая часто является лишь продолжением или развитием гитарных партий.
В итоге International Blackjazz Society становится уже третьим релизом после Blackjazz и One One One, выполненным в качественном шумовом регистре, поднебесном мастеринге и отполированном уровне материала. Поклонников удивит настоящий ретро-хронометраж - длительность пластинки недотягивает до сорока минут.
Альбом, как литературное произведение, имеет пролог, основную часть, интерлюдию и вторую часть с эпилогом. По сравнению с One One One - это уже более интересная в плане идей работа, попытки нащупать почву и двигаться вперед.
И попытка в большей степени удачная, чем нет.
Творчество группы стоит четко разделить на три этапа: 1) джаз; 2) поиски фьюжн-Грааля; 3) встреча с Шоном Биваном и индустриальное мышление. One One One мог впечатлить лишь неофитов грува, а последний альбом уже дает повод для радости раздумий, пусть он прямолинейнее любого из своих предшественников.
Отдельно хотелось бы отметить трек House of Control - он получил на редкость агрессивную критику фанатов группы за свой смягченный подход, этакая версия группы Muse для поклонников Meshuggah.
Однако в памяти останутся волшебно-виртуозные, но при этом отчаянно подвижные барабанные партии - скорее всего, именно под такие же ритуально-притоптывающие ритмы пещерные люди танцевали и рожали, получая эндорфины под гитарный спейс-джаз от пришельцев.
Иными словами, ничего общего со шведскими коллегами-тезками вы не найдете за всю дискографию группы. А вот вдохновить на расстрел пластинок джазового короля снобов и иных аватаров истинного блэкджаза их альбомы способны вполне, пусть даже самого джаза там почти и не осталось.