Дискуссии проходили за закрытыми дверями, но российский министр рассказал журналистам об итогах встречи дипломатов из 47 государств. По словам Лаврова, он поднял вопрос о ситуации с правами человека на Украине, власти которой "отказываются выполнять Европейскую конвенцию на значительной территории страны". К примеру, российская делегация обратила внимание коллег на инициативы Киева по запрету русскоязычных интернет-ресурсов и соцсетей, а также на законопроект о "переводе всех сфер общественной жизни исключительно на украинский язык в ущерб другим народам, населяющим эту страну". На заседании КМСЕ присутствовал и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Корреспондент "РГ" наблюдала, как в кулуарах форума он что-то активно обсуждал с главой МИД Нидерландов, которые, как известно, пока не одобрили ассоциацию Украины и ЕС. При этом источник в российской делегации подтвердил: с Сергеем Лавровым украинский министр "на полях" сессии ни разу не пересекался. В том, что касается критики Киева за блокировку российских сайтов, Лаврова поддержал генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, с которым глава МИД России провел в Никосии отдельную встречу.
Отношения Совета Европы и России, вступившей в него в 1996 году, не всегда складывались просто. При этом наша страна остается одним из главных спонсоров СЕ - ежегодный взнос РФ в бюджет организации составляет более 30 млн евро. На Смоленской площади признают: Совет Европы, задуманный как площадка для сотрудничества в правозащитной сфере, во многом переживает кризис. И все же, по мнению Лаврова, он остается уникальным механизмом, который действует на основе юридически обязывающих документов. И далеко не все инициативы СЕ политически ангажированы.
Вот и на этот раз министры собрались не с пустыми руками: они открыли для подписания новую конвенцию - о борьбе с преступлениями в отношении культурных ценностей. По словам Лаврова, она предполагает в том числе противодействие варварскому уничтожению христианских и мусульманских святынь террористами на Ближнем Востоке. В Совете Европы гордятся тем, что совместными усилиями удалось разработать единственный международный договор, который вводит уголовную ответственность за разграбление древностей и незаконную торговлю ими на черном рынке. Печальный пример сирийской Пальмиры стоит у всех перед глазами и служит немым укором международному сообществу. Новая конвенция важна еще и тем, что направлена на защиту ценностей любого государства независимо от того, присоединилось ли оно к документу.