Сеул предложит РФ возобновить строительство газопровода в Корею

Завтра в Москву вылетает спецпредставитель президента Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ина Сон Ён Гиль. Как стало известно, эмиссар от имени нового правительства Южной Кореи намерен предложить России возобновить реализацию крупных проектов, включая прокладку транскорейского газопровода и соединение Транссиба с железнодорожными магистралями Юга и Севера Кореи. Опрошенные "РГ" эксперты выражают осторожный оптимизм, напоминая, что на пути осуществления проектов лежит немало политических и экономических трудностей, а многое зависит от готовности самого Сеула довести все инициативы до стадии функционирования.

Напомним, что в ходе состоявшихся 9 мая в Республике Корея президентских выборов победу одержал кандидат от оппозиционной Демократической партии "Тобуро" 64-летний Мун Чжэ Ин. Сразу же после вступления в должность Мун стал направлять в ключевые для Кореи страны (Россия, США, Китай, Япония, ЕС, АСЕАН) своих спецпредставителей, которые должны довести до соседей позицию нового правительства по ключевым вопросам.

Как заявил сегодня официальный представитель МИД РК, завтра, 22 мая, в Москву вылетит спецпредставитель президента РК в России. Эта ответственная миссия возложена на бывшего мэра Инчхона и депутата правящей партии Сон Ён Гиля, которому в 2010 г. Владимир Путин вручил орден "Дружбы" за укрепление российско-корейских связей. 23 или 24 мая президент РФ примет Сона - стороны намерены обсудить пути активизации двустороннего сотрудничества.

В МИД РК не стали скрывать, что одним из главных вопросов, который будет обсуждаться, является возобновление проекта по прокладке газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР. Об этом проекте договорились еще в 2008 г., но затем из-за политических и экономических причин о нем благополучно "забыли", отложив до лучших времен.

Если судить по подходу нового правительства РК, где доминируют сторонники развития сотрудничества с Пхеньяном, а не одностороннего давления на КНДР, то можно надеяться, что такие времена настали. Еще 12 мая, когда президент РФ Владимир Путин позвонил Мун Чжэ Ину и поздравил его с победой на выборах, новый лидер Кореи подчеркнул, что Сеул хотел бы возобновить реализацию крупных транскорейских проектов с участием РФ. Отдельно были упомянуты инициативы по прокладке газопровода и железной дороги. Именно эти вопросы и будет поднимать эмиссар Сон Ён Гиль в Москве, после чего можно ожидать реальных шагов с обеих сторон по проработке данного проекта.

Российские эксперты однако предостерегают от чрезмерно завышенных ожиданий. "В 2008 г. Сеул также с большим энтузиазмом и энергией стал продвигать газовый проект, но судя по подходу это стало не более, чем пиар-акцией президента Кореи Ли Мен Бака. Когда дело дошло до согласования конкретных деталей, то сразу же корейцы нашли причины, чтобы отказаться от него", - рассказал "Российской газете" источник в госструктурах РФ, хорошо знакомый с тем проектом. Эксперт добавил, что Южная Корея выдвинула нереально заниженную закупочную цену, а затем вспомнила и про "непредсказуемую Северную Корею". "Были названы такие цены, при принятии которых "Газпрому" пришлось бы поставлять в убыток. Причем корейцы пытались нас убедить, что этот проект больше нужен России, чем Сеулу. Если такой же настрой будет и сейчас, то ничего не получится. Российская сторона будет работать только при условии получения прибыли", - подчеркнул он.

Однако, насколько можно судить, на этот раз есть основания надеяться на иной подход. Как недавно заявил президент Кореи Мун Чжэ Ин в ближайшие годы он намерен закрыть сразу 10 крупных теплоэлектростанций, которые работают на угле, заменив их на газовые. Проблема загрязнения воздуха в Корее стала очень острой, а потому Мун намерен ее решить и готов за это платить. "В настоящий момент доля электроэнергии, которую вырабатывают ТЭЦ в Корее, составляет около 70 процентов. При президенте Муне скорее всего цифра существенно снизится. И общественность поддерживает отказ от "грязного" угля. Это потребует замены в первую очередь путем увеличения работы электростанций, которые используют газ. Тут российский газопровод пришелся бы кстати", - отмечает корейское издание "Мэиль Кёнчже". В газете также подчеркивается, что газопровод позволит также диверсифицировать источники поставок "голубого топлива" для Южной Кореи, что полезно с точки зрения обеспечения энергетической безопасности.

Кроме того, этот проект давно уже лоббируют региональные власти провинции Канвон и города Самчхок, где, согласно предварительным планам, должна проходить ветка российского газопровода.

Впрочем, не все так гладко. Судя по подходу, Россия при желании может добиться того, чтобы КНДР не использовала газопровод как способ давления на Южную Корею. По крайней мере технически, как утверждают специалисты, это возможно сделать, да и Пхеньяну будет не так просто решиться на манипуляции с вентилем, понимая, что сразу же пострадают не только южане, но и российская сторона. Но проблема в том, что многие в Южной Корее, а также на Западе воспринимают любое сотрудничество с КНДР как пособничество "кровавому режиму", а также уверены, что любые деньги Пхеньян сразу же использует на создание новых ракет и ядерных бомб. "Проблема КНДР никуда не исчезнет, но сейчас наше новое руководство демонстрирует совершенно иной подход, когда официальный Сеул готов отделить экономику от политики", - заявил один из ведущих экспертов по КНДР из Сеульского государственного университета, попросив не называть его имени.

Он также добавил, что новому правительству придется ради реализации проекта отменять введенные при Ли Мен Баке и Пак Кын Хе санкции Сеула против КНДР, которые запрещают любое сотрудничество с КНДР.

Есть фактор и, как любят говорить некоторые российские корееведы, "Вашингтонского обкома". США сейчас настроены лишь на наращивание давления на Пхеньян, а потому вряд ли будут в восторге от подобных крупных проектов, которые не только могут свести на нет эффект большинства санкций, но и изменить расстановку сил в регионе, сделав Россию более влиятельным игроком на Корейском полуострове.

"В принципе, судя по настрою, у Мун Чжэ Ина и его команды есть желание сыграть в более самостоятельную игру, но возможности США, а также консерваторов внутри Южной Кореи также очень велики. Другая проблема - такие проекты неизбежно затянутся на несколько лет и их запуск можно будет осуществить только при следующем президенте Южной Кореи. А он или она вполне могут быть настроены жестко к Северной Корее, что поставит крест на проекте. А при желании найти "объективный повод" для отказа от сотрудничества всегда можно", - добавил российский специалист.

Все то же самое применимо и к проекту соединения Транскорейской железной дороги и российской Транссибирской магистрали. Фактически тут надо определяться в первую очередь самим корейцам, так как российская железная дорога уже соединена с северокорейской путем уже действующего логистического проекта "Хасан - Раджин". А потому теперь слово за Югом и Севером, чтобы они смогли договориться и соединить свои ветки. Эффект же от действия потенциальной магистрали Пусан - Западная Европа через Южную, Северную Корею и Россию уже давно просчитан. Экономически это выгодный проект, надо только чтобы политика не помешала.

Как уверены специалисты, если получится с одним проектом, то сразу же можно ожидать "эффекта домино" в виде прогресса на других направлениях. Гораздо выгоднее реализовывать все в виде "пакета проектов", когда вдоль, допустим, полосы, выделенной для железной дороги, тут же строится ветка газопровода и ставятся линии электропередач. Так проще все контролировать, всем управлять, да и дешевле в плане аренды земли.

"Конечно, мы видим, что сейчас ситуация более благоприятная и есть факторы, которые позволяют смотреть на все с оптимизмом, особенно если сравнивать с периодом Пак Кын Хе, когда все инициативы Сеула в отношении Пхеньяна можно было резюмировать как "новые более жесткие санкции". Теперь это видится иначе. Но мы уже убедились, что завышенные ожидания ведут к большим разочарованиям. Потому давайте не будем торопиться. Сначала надо послушать, что спецпосланник президента Кореи скажет в Москве, как будут себя вести южнокорейцы, а уж потом делать выводы. Предпосылки для прорыва есть, но реализовать их непросто, хотя и возможно", - резюмировал источник "РГ" в правительственных кругах РФ.