Изетбегович: Россия не проводит деструктивной политики в Боснии

Член Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Бакир Изетбегович отметил, что Россия не оказывает дестабилизирующего воздействия в БиГ и не проводит здесь деструктивной политики, несмотря на такого рода обвинения в адрес Москвы со стороны высокопоставленных представителей США на Балканах и в мире.

Комментируя заявление заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Хойта Брайана Йи о том, что происходит активизация России на Балканах и что Москва поддерживает сепаратистскую риторику в БиГ, в том числе поощряя отделение Республики Сербской, Изетбегович сказал, что, по его мнению, Россия не оказывает подобного влияния в Боснии.

"Да, что в одностороннем порядке поддерживает (Россия) православных на Балканах - это ясно, но, чтобы идти дальше и причинить тем самым вред сербам на Балканах и втянуть их в такие дела, я не сказал бы. Думаю, что ситуация является противоположной, например, Милорад Додик (президент Республики Сербской) прибыл из Москвы с измененной риторикой и сообщил, что не будет настаивать на отцеплении (имеется ввиду проведение референдума о выходе РС из состава БиГ - прим. "РГ")", - указал Изетбегович.

Данное заявление Изетбеговича и аналогичные ему высказывания других боснийских лидеров продиктованы усилением внимания к ситуации на Балканах и, в частности, Боснии со стороны США. Так, 17 мая в американском Подкомитете по иностранным делам Палаты представителей заместитель помощника госсекретаря по Европе и Евразии Хойт Брайан Йи заявил, что целью американцев является "содействие миру и стабильности в регионе с обращением особого внимания борьбе с коррупцией и верховенству закона, а также реформам, которые являются краеугольным камнем стратегии США, в то время, как повышение прозрачности и подотчетности  правительств помогает противодействовать попыткам России использовать коррупционные практики и сделать страны более уязвимыми к их давлению".

Так, и Президент Республики Сербской (РС) Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорад Додик усомнился в этом, подчеркнув, что американцы в Боснии во главе с Йи и послом США в Сараево Морин Кормак в конце своих полномочий не могут продемонстрировать какой-либо успех, что вынуждает их использовать в качестве последних аргументов откровенную ложь, желая спровоцировать внешнее вмешательство в БиГ.

"Если это произойдет, то больше никто не сможет собрать по частям БиГ", - подчеркнул глава республики, добавив при этом, что позиция Йи, согласно которой "за все и во всем следует обвинять Россию, хорошо известна, хотя Россия никогда и ни на кого не оказывала здесь давления".

Кроме того, президент РС выразил благодарность России и ее действующему руководству, которые в РС видят партнера в отличие от США, "рассматривающих нас исключительно в качестве объекта для демонтажа".

"Уважаю великую Россию, президента Путина и его интерес к происходящим здесь событиям при том, что это никогда не приносило сюда дестабилизацию. Боснией никогда не управляла Россия в отличие от бывшей американской администрации", - подчеркнул политик.

Между тем в самих США также неоднозначно восприняли доклад заместителя помощника госсекретаря по Европе и Евразии Йи. Так, председатель Подкомитета по иностранным делам Палаты представителей Дейна Рорабейкер обозначил позицию Йи относительно России как "русофобскую", заявив при этом, что Российская Федерация является крупной державой, она имеет полное право расширить свое влияние в различных частях мира - "так же, как это делаем мы".

"Мы все на карте, у нас есть свои вооруженные силы по всему миру, мы пытаемся сделать это, используя военную силу. Россия имеет полное право пытаться стать влиятельной силой, особенно в странах, граничащих с Россией", - указал Рорабейкер.

Справка "РГ"

В настоящее время Босния и Герцеговина имеет сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов. Она состоит из двух частей (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. По сути это союз двух самостоятельных территориальных образований, над которыми стоят Совет министров и Президиум. Такая модель предусмотрена Дейтонским мирным соглашением, положившим здесь конец войне в 1995 году.