22.05.2017 09:12
    Поделиться

    Трамп начал первое зарубежное турне с провозглашения "борьбы добра и зла"

    Президент США Дональд Трамп выступил в Эр-Рияде с программной речью о Ближнем Востоке и исламе, в которой поделился своими подходами к вызовам, стоящим перед регионом. В более широком смысле выступление американского лидера стало его обращением к мусульманскому миру, где отношение к нему неоднозначное. Ведь во время предвыборной кампании Трамп во имя борьбы с терроризмом призывал к запрету на въезд в США для мусульман, а в Белом доме пытался ограничить въезд граждан из ряда государств с преимущественно мусульманским населением.

    Примечательно, и это подчеркнул сам американский лидер, что для первого зарубежного визита он выбрал именно этот регион, который, как грустно шутят в Вашингтоне, "в порядок приводить слишком дорого, а игнорировать слишком опасно". Убедившись в первом на опыте военных авантюр Джорджа Буша-младшего, Америка попробовала второе - при Бараке Обаме пыталась забыть Ближний Восток и "развернуться в Азию", но и в этом не преуспела.

    Трамп, Ближний Восток и терроризм: Пять ключевых цитат

    "Прежде всего мы должны вместе преследовать цель, затмевающую все остальные соображения. Эта цель - справиться с великим испытанием истории - преодолеть экстремизм и победить силы терроризма".

    "Террористы не поклоняются Богу, они поклоняются смерти. Это не битва между различными религиями, сектами или цивилизациями. Это битва преступных варваров, которые стремятся истребить человеческую жизнь, и достойных людей всех религий, стремящихся защитить ее. Это битва добра и зла".

    "Цель - коалиция наций, которые разделяют цель искоренить экстремизм. Каждый должен внести справедливый вклад и выполнить свою долю обязательств. Америка готова поддерживать вас. Но нации Ближнего Востока не должны ждать пока мощь США сокрушит противников за них".

    "Мы здесь не для того, чтобы рассказывать как жить, что делать, кем быть или как молиться. Вместо этого мы предлагаем партнерство, основанное на общих интересах и ценностях, во имя лучшего будущего. Там, где это возможно, мы будем искать постепенных реформ, а не интервенций".

    "Пока Иран не пожелает стать партнером в достижении мира, все сознательные нации должны вместе работать над его изоляцией, блокировать финансирование им терроризма и молиться в ожидании дня, когда иранский народ получит справедливое правительство, которого он заслуживает".

    "Принципиальный реализм"

    Речь Трампа, написанная его советником Стефеном Миллером, в целом стала развитием его предвыборных подходов. Именно "разгром терроризма и его идеологии" он назвал приоритетом номер один, подчеркнув при этом, что США не намерены решать проблемы региона только своими силами. (Кстати, в этом подход Трампа перекликается с позицией его предшественника Барака Обамы - "РГ").

    К разочарованию вашингтонских любителей насаждения демократических ценностей Трамп ясно дал понять: в его приоритетах это не значится. Такой подход он назвал "принципиальным реализмом". Политика в США в регионе отнюдь будет определяться не "закостенелой идеологией", а конкретными результатами, прежде всего в борьбе с терроризмом.

    В целом речь была выдержана в относительно спокойном стиле. Трамп, который поначалу любил импровизировать в своих кипучих выступлениях, в этот раз прочитал речь дисциплинированно, практически ни разу не отступив от заготовленного текста.

    В то же время многие американские СМИ и эксперты обратили внимание на один существенный сдвиг. Во время предвыборной кампании Трамп последовательно называл группировку ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) "радикальным исламским терроризмом", таким образом однозначно увязывая ее с исламом. Его предшественник Барака Обама избегал этой терминологии, полагая, что акцент на исламе ведет к обострению противоречий на религиозной основе, которые ближневосточные экстремисты использовали для вербовки новых рекрутов. Это стало фирменным высказыванием Трампа, которое он в том числе использовал в своем первом обращении к конгрессу США, особо подчеркнув каждое слово. Но в Эр-Рияде эта формулировка пропала, а на ее место встали куда более религиозно нейтральные "преступные варвары", "битва добра и зла". Он всячески подчеркивал, что ислам и терроризм никак не связаны.

    С одной стороны, это сдвиг - риторический. Сложно судить, свидетельствует ли он об изменении практических подходов к борьбе с ДАИШ. Ранее Трамп резко критиковал стратегию Обамы и утверждал, что у него есть собственный план разгрома ДАИШ. Но спустя четыре месяца после его инаугурации США делают все то же самое, что и при Обаме, только немного больше. Саммит в Эр-Рияде обозначил контуры подходов Трампа, но революционных идей не прозвучало. По его мнению, для победы над терроризмом необходима широкая коалиция государств. Он призвал партнеров в регионе "сделать выбор" и "изгнать террористов и экстремистов", прежде всего со своей территории, а также перекрыть их финансовые каналы.

    С другой стороны, сам Трамп придавал этой формулировке большое значение. Она отражала его мнение о причинах возникновения угрозы, ее характере. Ведь Трамп жестко критиковал Обаму за политкорректность, аргументируя, что противника необходимо называть его настоящим именем, а расплывчатость в словах снижает эффективность контртеррористической борьбы.

    Речь Трампа была скудна на анализ анатомии террористической угрозы и ее первопричин. Отказавшись от своей предвыборной концепции, он не предложил новой взамен.Трамп лишь в общих чертах упомянул о существовании некой идеологии, "подпитывающей терроризм", призвав "религиозных и политических лидеров" противодействовать ей.

    Свою неожиданную политкорректность по отношению к исламу Трамп попытался компенсировать безапелляционной критикой Ирана, власти которого обвинил в поддержке и финансировании терроризма и группировок по всему региону. При этом президент США не скупился на похвалы в адрес многочисленных союзников США по региону в борьбе с террором. Кто и кого на Ближнем Востоке поддерживает - тема для бесконечных дискуссий. Но изложенный Трампом подход едва ли похож на сбалансированную оценку. Скорее, это выбор стороны в борьбе за влияние на Ближнем Востоке.

    И это тоже поворот по сравнению с Бараком Обамой. Последний призывал Иран и Саудовскую Аравию найти общий язык. Конечно, никакой речи о примирении Вашингтона и Тегерана не шло и тогда, но его администрация пошла на сделку по ядерной проблеме Ирана и на смягчение международных санкций против этого государства. Все это вызывало беспокойство в Эр-Рияде, где неприязнь к Обаме особенно и не скрывали.

    Правда и Трамп Саудовскую Аравию не всегда жаловал, даже намекая, что та стояла за терактами 11 сентября 2001 года. Но на деле лед если и был, то растаял на удивление быстро. Новый президент США явно намерен вернуться к более традиционной для Вашингтона линии на противодействие Ирану, а в Саудовской Аравии ради этого готовы забыть все его выпады во время предвыборной кампании. Достаточно сравнить чествования в честь визита Трампа на королевском уровне с подчеркнуто холодными приемами Обамы.

    Результаты

    Во время визита в Эр-Рияд Трамп провел двустороннюю встречу с саудовским руководством. Пожалуй, самым резонансным результатом стало подписание сделки о поставках вооружений из США в Саудовскую Аравию на 110 миллиардов долларов. Главным архитектором сделки называют Джареда Кушнера - зятя президента США и его старшего советника.

    На следующий день Трамп выступил на арабо-исламо-американском саммите с участием представителей 55 государств. По итогам было принято решение о создании Глобального Центра по борьбе с экстремистской идеологией. По мнению Трампа, это является подтверждением того, что "страны с преимущественно мусульманским населением должны играть ведущую роль в борьбе с радикализацией".

    Турне продолжается

    Это первая зарубежная поездка Трампа на должности хозяина Белого дома, а потому к ней прикованы взгляды как местных, так и зарубежных комментаторов. Ведь его подходы к большинству мировых проблем - до сих пор по большей части загадка. Тем более что американский лидер, по его собственному выражению, является "очень гибким", и иногда в мгновение ока может поменять позицию на противоположную. Поездка важна еще и тем, что проходит на фоне острой политической борьбы внутри США и является шансом для Трампа хотя бы на время охладить пыл своих критиков, утверждающих, что он не способен справляться с обязанностями верховного главнокомандующего.

    В Белом доме отмечали, что дальнейшая программа визита также имеет религиозный подтекст. На третий день зарубежного турне Трамп переместится в Израиль, а в дальнейшем предусмотрен визит в Ватикан. "Если эти три религии смогут объединить усилия, мир по всей планете станет возможным", - заявлял президент США, в том числе подразумевая и урегулирование давнего конфликта между Израилем и Палестиной. Трамп планирует провести встречи с лидерами Израиля Беньямином Нетаньяху и Палестины Махмудом Аббасом.

    Поделиться