- Мы сознаем, что легкого пути к зрителю у этого спектакля не будет, - говорит директор театра Сергей Шуб. - Ведь для кого-то в октябре 1917 года случился государственный переворот, для кого-то - великая революция. А что это было на самом деле? Наш спектакль расскажет о том, как воплощалась вечная мечта человека о городе Солнца.
Логично было бы ожидать, что сегодня интерес постановщиков сосредоточится на человеческой истории Павки Корчагина и его прототипа - самого Николая Островского. Однако режиссер Анатолий Праудин заостряет именно идейный пафос романа. Это - спектакль-митинг, спектакль-мировоззренческий диспут. И трудно понять, пойдет ли это на пользу зрелищу.
- Да, у нас - агитационный спектакль, - подчеркивает и Анатолий Праудин. - Конечно, мы сохранили любовные линии романа: здесь есть и Тоня, и Рита Устимович. Но главное внимание мы старались уделить исследованию того, как зарождались в человеческих душах великие идеи социального равенства, социальной справедливости. Речь не о том, во что это в конце концов превратилось. Речь о том, как начиналось. Ведь революция начала вырождаться уже в 1921 году, с началом нэпа. Если хотите, она разбилась о нас с вами.
Сцена, где персонажи спектакля впервые всерьез задумываются о том, для чего дана человеку жизнь, пробирают до мурашек: неужели действительно, чтобы думать только о еде, неужели "вся жизнь - только про это?" Но многочисленные агитационные выступления, увы, быстро забалтывают эту мысль.
Прозаический текст достаточно длинного романа Николая Островского авторы спектакля сохраняют максимально. Более того: в период обсуждения его с актерским составом режиссер и автор инсценировки (Анастасия Букреева) постарались сохранить мысли и высказывания сегодняшних молодых о проблематике произведения. Их слова вошли в спектакль наряду с каноническим текстом.
Выразительной метафорой стал духовой оркестр. Сначала рабочие робко берутся за инструменты, не умея даже подступиться к ним. Но постепенно из неловких, комических звуков рождается стройная мелодия.
Только способность человека к самопожертвованию во имя высокой идеи делает его человеком. Только коллективный труд на общее благо приносит истинную радость. Эти забытые истины пытаются вернуть в наш обиход авторы спектакля. И на вопрос журналистов, за что же все-таки агитирует новый спектакль, режиссер отвечает:
- За счастье, которое мы потеряли.