По данным ученых Института социологии РАН, которые сравнивали государственные и частные детские сады в трех российских регионах (Москва, Самарская и Нижегородская области), среди воспитателей много пожилых и очень молодых людей. Специалистов среднего возраста с опытом работы 10-15-20 лет мало, и не очень ясно, кто заменит ушедших на пенсию педагогов.
Еще одна тревожная тенденция: снижение уровня профобразования. Особенно это касается государственных детских садов, где меньше воспитателей, получивших высшее педобразование. Еще недавно диплом о высшем образовании для работы в детских садах был вообще никому не нужен. Считалось, достаточно педколледжа. Сейчас директора хотят брать на работу сотрудников с дипломами вузов. По статистике 72 процента всех сотрудников государственных детских садов получили первое образование в колледжах и техникумах. В то время как в частных садах таких только 49 процентов.
Каждый четвертый молодой специалист в государственных садах считает, что выбрал профессию случайно. В негосударственных садах так думает только каждый десятый. Почти половина воспитателей государственных детских садов начали работать не имея педагогического образования. В частном секторе таких только 21 процент.
Интересно, что половина воспитателей в частных садах прежде работали в государственных. А вот обратный приток кадров большая редкость. Воспитатели и в тех, и в других садах довольно единодушны - нагрузка на работе за последние годы слишком уж выросла. Так считают 70 процентов педагогов в государственных садах и почти 50 процентов в частных. А вот в карьерном росте воспитатели частных садов заинтересованы гораздо больше, чем их коллеги из госсектора.
Зарплатами педагоги дошколки недовольны. В государственных детских садах 46 процентов признались, что ради заработка им приходилось менять работу. В частном секторе таких 54 процента.