Главная цель соглашения, подписанного в столице Вьетнама, - сохранить проект ТТП, несмотря на отказ президента США Дональда Трампа участвовать в нем. Напомним, партнерство изначально задумывалось как торговое соглашение между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона с целью снизить тарифные барьеры и согласовать внутренние правила государств-участников в ряде областей, имеющих отношение к международной торговле, в том числе в сфере интеллектуальной собственности и трудовом праве.В феврале 2016 года Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве уже было подписано, а экономисты подсчитали, что доля стран, присоединившихся к договору, в мировом ВВП достигнет примерно 40 процентов. При этом Америка времен Обамы рассматривала ТТП как эффективный инструмент для сдерживания Китая.
Участникам соглашения удалось договориться о снятии более 90 процентов заградительных тарифов. Но в январе 2017 года Трамп подписал указ о выходе США из соглашения. Озвученные соображения Трампа вкратце таковы: нам нужны рабочие места, а не снятие заградительных тарифов на импортные товары.
Премьер Японии Синдзо Абэ и раньше заявлял, что его страна должна лидировать в этом проекте. Похоже, планы Абэ сбываются. Но при этом участники партнерства надеются, что США вернется к ним, несмотря на твердые заявления американского торгового представителя Роберта Лайтхайзера, что Вашингтон не собирается менять свое решение. Как отметил министр торговли Вьетнама Чан Туан Ань, "мы очень рассчитываем, что в соглашении примут участие все страны, участвовавшие в его подготовке".
Следующая встреча одиннадцати членов ТТП пройдет в Японии в июле, а в ноябре страны должны предоставить свои предложения по работе соглашения без участия США. Но на что могут рассчитывать члены партнерства, когда их ряды покинула ведущая экономика мира?
Большинство экспертов сходятся во мнении, что ТТП без Америки будет сложно стать самостоятельным игроком - слишком много усилий и затрат потребует запуск в работу этого соглашения.
"Сложившаяся ситуация дает возможность укрепить партнерство между ТТП и другими странами Азии, включая приглашение к сотрудничеству Китая", считает Анкит Панда, главный редактор The Diplomat, ведущего журнала о политике и экономике Восточной Азии. Он напоминает, что о привлечении Китая говорил в конце января и премьер Австралии Малколм Тернбулл.
Между тем у Пекина, не участвующего, как и Россия, в проекте ТТП, есть альтернатива - это Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), также ставящее целью создать зону свободной торговли в АТР с четко очерченными таможенными и прочими правилами. В него входят 16 государств, включая Австралию, Индию, Новую Зеландию и Японию. И хотя оно не так хорошо оформлено и отрегулировано, как ТТП, но если две этих структуры вступят в партнерские отношения, то они смогут оказаться впечатляющей силой даже без США.
"Поскольку многие участники ВРЭП были одновременно и участниками ТТП, отношение к ВРЭП было как к запасному варианту, что мешало активизировать переговоры в этом направлении. Но выход США из ТТП может заставить обратить внимание на ВРЭП", считает эксперт Российского центра исследований АТЭС Никита Пыжиков.