Ноа Баумбах известен тем, что умеет снимать семейные истории, выводя на первый план в них комедийную составляющую. Так, например, снятый им в 2014 году фильм, который в России известен под названием "Пока мы молоды", сочетающий в себе семейную драму, комедию и детектив, был отобран в одну из ведущих программ престижного американского фестиваля "Санданс" и довольно высоко оценен. В картине рассказывалось о молодой паре, которой никак не удавалось завести ребенка...
Однако, снимая фильмы на семейную тематику, Ноа Баумбах рассматривает, в первую очередь, американскую семью как таковую. Зрителям, которым в силу бурного развития американского кинематографа уже кажется, что они живут в тамошних реалиях, это близко. Многих других может раздражать. Поэтому и в Каннах к фильму "Истории семьи Майровиц" отнеслись поначалу с настороженностью. Начнем с того, что это вторая конкурсная картина, представленная Netflix. Но если уже на пресс-показе первой "Окча" (режиссер Пон Чжун Хо) разразился скандал - из-за технических неполадок картину пришлось перезапустить, а конкурсный фильм Тодда Хейнса "Мир, полный чудес" кинокритики попробовали освистать в самом начале, поскольку его представил другой крупный сетевой ресурс "Амазон", то на премьере во Дворце Фестивалей фильм "Истории семьи Майровиц" приняли более чем благосклонно. Сыграл на руку картине и тот факт, что присутствие американских кинозвезд все же в наше время имеет большое значение - в первую очередь для красной ковровой дорожки. И как бы не боролись с американской кинематографической системой и Netflix французы, сами журналисты показали, что именно для них важнее, чем задали отношение к фильму. На пресс-конференции фильма Баумбаха - а картину в Канны приехали представлять, помимо режиссера, Дастин Хоффман, Эмма Томпсон, Бен Стиллер и Адам Сэндлер - яблоку было негде упасть. Тогда как на последующей - представление нового французского фильма о французском же режиссере - имеется в виду картина Мишель Хазанавичуса "Молодой Годар" - зал заполнился представителями прессы едва ли на четверть. А за вопросы отвечали, между тем, такие французские звезды, как Луи Гаррель и Беренис Бежо.
На вечерней премьере фильма "Истории семьи Майровиц" случился аншлаг - показ даже задержали. Так долго по красной дорожке, длина которой 38 шагов обозревателя "РГ", шла команда картины. Адам Сэндлер при входе в зал показал билет, чем вызвал смех и аплодисменты публики. Бен Стиллер, поднявшись по лестнице и поздоровавшись с дирекцией фестиваля, вдруг стремительно побежал обратно.
Все подумали, что он уже смотрел кино и решил уйти, но актер всего лишь стремился галантно встретить свою спутницу. Однако особое внимание было уделено Дастину Хоффману. В картине он сыграл главу семейства - Харольда Майровица. Художника, скульптора, известного неудобным характером - все время стремится протестовать. "Неудобный характер" сказался и на семейных отношениях. Два удивительно похожих на отца сына, правда, от разных жен - Дэни (Стиллер) и Мэттью (Сэндлер), мягко говоря, не дружат. Их сестра Пэм живет с родителями. Новую, довольно странную жену Харольда, которая ужасно готовит и рассеяна до невозможности, играет Эмма Томпсон. Но вот старый Майровиц решает объединить детей. И повод - тот самый, который только может быть у художника - открытие выставки. Сын Дэни, который, несмотря на возраст, ходит только в шортах, скандалит на дорогах, все время попадая в неприличные ситуации, приезжает с дочкой Элизой. Он ей очень гордится - она снимает кино. Ну а о том, что ее фильмы порнографические и совсем несвойственные для молодой девушки, вся семья предпочитает умалчивать.
…Конечно же, братья передрались. И, естественно, в самый неподходящий для этого момент. В фильме, который построен по любимому принципу некоторых американских режиссеров - когда рассказывается история каждого героя в отдельности и с его точки зрения - это ключевой объединяющий эпизод. Что поразительно, несмотря на обилие в картине типичных семейных шуток - некоторые довольно забавны - зал почти не смеялся. Зато трогательно реагировал на песни. В картине их примерно десять, и они действительно хороши. Кто бы их ни пел - вся семейка, брат-оболтус в шортах с дочкой или второй, который прилично зарабатывает и всем помогает - это работает. Семьи, в которых поют, всегда небезнадежны.
Любопытный момент - в картине "Истории семьи Майровиц" в роли самой себя, то есть камео, появляется Сигурни Уивер. И герой Дастина Хоффмана чрезвычайно горд тем, что был ей представлен на выставке своего друга, по совместительству более удачливого соперника Эл Джи...
А будущее этой сумасшедшей, как и многие другие, семейки проявляется еще и в прекрасной сцене, когда герой Бена Стиллера, глядя на непокорного и ершистого отца, произносит одними губами: "Я люблю тебя и прощаю тебя, прости меня и ты"...
Кстати
Если говорить о музыке и песнях в фильмах юбилейного Каннского кинофестиваля, нельзя не упомянуть картину-мюзикл "Жаннет" (Детство Жанны Д'Арк). Программа "Двухнедельник режиссеров" анонсировала фильм как сенсацию - мюзикл о детстве Орлеанской Девы. Однако, похоже, что это был просто "оммаж" имени Брюно Дюмона. Режиссер, любимый французами и не только, еще в предыдущей картине, название которой на русский язык переводили в двух вариантах "Людоеды" (они же "Каннибалы") и "В тихом омуте", представил зрителю некий "театр абсурда". В картине про детство Жанны Д'Арк абсурд только усилился. При том, что в картине полный порядок с чувством юмора. Где творились главные политические события во Франции в 15 веке? Правильно - среди овец на ферме. Там девочка Жанна пасет скот, прядет и усердно молится Богу. При этом - много поет. В фильме есть и рок, и рэп, и другие музыкальные жанры, но большинство песен исполняются некрепкими детскими голосами. Ни одной запоминающейся мелодии, при этом - фальшь. Действия практически никакого. В картине есть забавные режиссерские находки в виде святых, возникающих в лесу, или одной Мадам, предстающей в виде двух монашек-близнецов сразу. В целом фильм довольно своеобразный - на любителя. Видимо, таковыми и оказались отборщики программы "Двухнедельник режиссеров".