Ноэ Мсхиладзе родился на территории СССР, но с начала 1990-х годов проживает в Санкт-Петербурге. Мужчина несколько раз был судим, а потому в срок не оформил документы, необходимые для получения гражданства РФ. Но когда российские власти приняли решение о его административном выдворении, оказалось, что Мсхиладзе ехать некуда - Грузия не признала его своим гражданином. Поэтому с декабря 2015 года 45-летний мужчина находится в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то есть фактически лишен свободы.
- Положения КоАП в их совокупности требуют лишить заявителя свободы и содержать его за счет средств федерального бюджета в специальном учреждении до истечения двухлетнего срока со дня вступления в законную силу решения суда о его выдворении, то есть до 26 января 2018 года, несмотря на уже установленную правовую невозможность его выдворения за пределы РФ, - указано в жалобе Мсхиладзе.
В ходе публичных слушаний представители органов федеральной власти отметили, что невозможность исполнить решение о выдворении не должна приводить к фактической легализации нежелательного для РФ гражданина. Однако, как подчеркнул представитель Совета Федерации РФ Андрей Клишас, "помещение апатридов в ЦВС не решение вопроса". И КС РФ согласился с этой позицией: необходим механизм судебного контроля за подобными решениями.
- КС РФ признал положения КоАП не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой они не позволяют лицу без гражданства, помещенному в специальное учреждение, поставить перед судом вопрос о законности и обоснованности такого содержания, когда обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствует фактическая возможность выдворения, - пояснил судья-докладчик Сергей Князев. - Однако само по себе рассмотрение вопроса судом не означает, что все такие лица будут неминуемо и неизбежно освобождаться.
Судья КС также отметил, что на государственном уровне необходим механизм контроля за такими лицами: если их освобождают из ЦВС на основании решения суда, "это не значит, что компетентные органы должны забыть об их выдворении". Но если реальная возможность выслать человека за пределы РФ отсутствует, спустя три месяца он вправе обратиться в суд с заявлением о проверке законности дальнейшего лишения или ограничения свободы. Это положение будет действовать до внесения в законодательство предусмотренных постановлением КС РФ изменений. А дело Ноэ Мсхиладзе подлежит пересмотру.