22.05.2017 21:33
    Поделиться

    Проекты ГМИИ им. А.С.Пушкина представили в Венеции и Москве

    Проекты ГМИИ им. А.С.Пушкина - в Венеции и Москве
    Благодаря Ивану Владимировичу Цветаеву даже в чужом городе можно вдруг почувствовать себя как дома. Например, встретив на площади у собора Св. Джованни и Паоло в Венеции свирепого кондотьера Коллеони, восседающего на коне. В момент поисков палаццо Соранцо Ван Аксель, где проходит выставка параллельной программы биеннале "Человек как птица. Образы путешествий", подготовленная ГМИИ им. А.С. Пушкина, этот памятник работы Верроккьо выглядит приветом из Москвы. Хотя на самом деле, конечно, наоборот: копия конной статуи Коллеони в Итальянском дворике московского музея - напоминание о Венеции.

    Этот проект ГМИИ им. А.С. Пушкина представил в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале. Он идеально вписался и в тему биеннале Viva arte viva, заявленную ее куратором Кристиной Масель, и в пространство старинного и бережно отреставрированного палаццо Соранцо Ван Аксель. Птица как образ воли, парения в вышине, пересечения границ и небесного града оказывается в контексте выставки синонимом живого искусства.

    Выставка в Венеции рифмуется с новой выставкой из Италии, которая откроется 9 июня и продлится до конца августа

    Для искусства нет границ. Как для птиц из "Частной Луны" Леонида Тишкова. Это история вовсе не о "приватизации" ясного Месяца, а о той встрече с волшебным, сказочным миром, который может оказаться так же близко, как Луна на балконе, в комнате ребенка или в лодке, где на веслах - художник. По-иному встреча с Луной происходит в работе "Фонарь" Мартина Хонерта. Луна оказывается уже не персонажем - местом действия, пространством, которое видно из окна, а в небе - планета Земля.

    В пространстве старинного дворца, где в одной из зал стоит каменная купель с рельефным крестом и крылатым львом с Книгой в руках, почти у любого путешествия оказывается привкус вечности. Особенно если его маршрут вышит шелком по вытертому венецианскому бархату. Маршруты "Великого шелкового пути", вышитые Ириной Затуловской и повторяющие абрисы северной и южной дороги караванов с шелком и чаем из Поднебесной к Средиземному морю, напоминает издалека линии перелетов птиц. А рядом - на деревянном круге, закрепленном на узорчатой алой ткани, взмывают над землей два существа, с крыльями, словно у "Летатлина".

    Юмор, теплоту, соединение обыденного с вечностью, простодушного с возвышенным можно найти и в работе японского художника Масаки Фуджихата. Между двумя домиками, абрис которых составлен из палочек люминесцентных ламп, словно воспроизводя модель с детского рисунка, - куча проводов и лежащая на полу антенна. В одном - складной стул (из ламп, разумеется), который стоит перед пустотой "четвертой стены", роль которой в японских домах играл во второй половине ХХ века телевизор. В другом домике - на полу ноутбук, на экране которого ведущие японских ТВ-передач 1960-х годов с прическами, как у Бриджит Бардо.

    Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Венеции рифмуется с новой выставкой из Италии, которая откроется 9 июня и продлится до конца августа

    Как изящно выразился Микеле Томмази, временный исполняющий обязанности посла Италии в РФ, она "осветит московское лето венецианским светом". Венецианский свет он упомянул не для красного словца. И Тициан Вечеллио (1490-1576), и Якопо Тинторетто (1518 - 1594), и Паоло Веронезе (1528 - 1588), 25 работ которых будут представлены в Москве, представляют венецианскую школу, славящуюся утонченным колоритом.

    Директор ГМИИ им А.С. Пушкина Марина Лошак, представляя в МИА "Россия сегодня" выставку "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России", подчеркнула, что многие работы из 25, приезжающих на выставку, не только впервые приедут в Москву, но и впервые покидают пределы Италии. Несколько работ Тинторетто для выставки в Москве привезут из церквей Сан Маркуола ("Тайная вечеря") и Сан-Сильвестро ("Крещение Христа")... Из частной галереи Дория-Памфили в Риме прибудет "Саломея" Тициана. Из туринской Галереи Сабауда приедет полотно Веронезе "Венера, Марс и амур".

    На выставке также будут и четыре работы из российских собраний. Эрмитаж дал две картины Тинторетто ("Святой Георгий с принцессой" и "Портрет неизвестного", написанный сыном Якопо - Доменико). ГМИИ же впервые после реставрации покажет "Воскресение Христа" Веронезе... Кроме того, среди обещанных сенсаций - первый в России показ "Венера и Адонис". Эта картина впервые атрибутирована как работа Тициана.

    При том, что громкая выставка Тициана уже была в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 году, когда в Москву приехали одиннадцать картин из музеев Италии, нынешний проект рифмуется еще и с недавней выставкой "Рафаэль. Поэзия образа". "Если Рафаэль и Микеланджело представляют традиции Ренессанса во Флоренции и Риме, то Тициан - это Венецианская школа. Иначе говоря, это другая грань итальянского Возрождения", - говорит одна из кураторов выставки, хранитель итальянской живописи в ГМИИ Виктория Маркова. Кроме нее кураторами проекта с итальянской стороны будут Томас Далла Коста и Бернард Айкема из Веронского университета.

    Выставка продлится до 20 августа. Найти ее совсем просто. Если найдете в Итальянском дворике музея кондотьера Коллеони, можно быть уверенным, что до выставки "Венеция Ренессанса..." в Москве рукой подать.

    Поделиться