Новости

23.05.2017 11:29
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Оферта от науки

Новые программы вузов расширят возможности выпускников на рынке труда
На рынке образовательных услуг Прикамья появилась новая тенденция – большинство пермских вузов в этом году стараются не только предложить абитуриентам новые специальности, но и расширить возможности уже существующих. Именно такой подход в дальнейшем позволит выпускникам чувствовать себя уверенней на рынке труда.
Профиль многих образовательных программ становится шире, что позволяет выпускникам вузов в дальнейшем более комфортно себя чувствовать на рынке труда. Фото: ПМУ Профиль многих образовательных программ становится шире, что позволяет выпускникам вузов в дальнейшем более комфортно себя чувствовать на рынке труда. Фото: ПМУ
Профиль многих образовательных программ становится шире, что позволяет выпускникам вузов в дальнейшем более комфортно себя чувствовать на рынке труда. Фото: ПМУ

Один из примеров новой тенденции - модернизированные специальности будущих педагогов. Теперь выпускники физического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университет (ПГГПУ) смогут не только преподавать школьный курс физики, но и обучать подростков азам робототехники, а учителя истории смогут легко переквалифицироваться в музейных работников. По словам ответственного секретаря приемной комиссии ПГГПУ Анатолия Коняхина, модернизация традиционных для вуза образовательных программ - это отражение запросов абитуриентов, для большинства из которых уже сегодня актуален вопрос о будущем трудоустройстве.

- Профиль многих образовательных программ становится шире или же конкретнее сформулирован, что позволяет в дальнейшем нашим выпускникам более комфортно себя чувствовать на рынке труда, - пояснил Анатолий Коняхин. - В основном такой подход актуален для ребят, которые собираются после окончания вуза преподавать в сельских школах. К сожалению, зарплаты у педагогов сегодня достаточно скромные, поэтому возникает вопрос о совмещении предметов. Эта возможность есть, например, у выпускников нашего естественнонаучного факультета, который сегодня готовит учителей с широким профилем: они могут преподавать все биологические дисциплины, а также химию и географию в любом классе средней школы или колледжа. Аналогичные возможности есть у наших историков и физиков. При этом расширение образовательного профиля увеличивает сроки обучения по программам бакалавриата с четырех до пяти лет, но большинство абитуриентов к этому готовы.

В последние несколько лет многих абитуриентов, которые хотели бы получить техническую специальность, интересовала тема нанотехнологий. Однако образовательная программа по этой тематике появилась только в этом году на бакалавриате Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Ее создание, по словам первого проректора ПНИПУ Николая Шевелева, обосновано, в том числе, и спросом на специалистов подобного профиля со стороны промышленных предприятий региона.

- Предприятия края, безусловно, заинтересованы в них, ведь с каждым годом появляются новые нанотехнологии, с помощью некоторых из них можно, например, "выращивать" детали, - рассказывает Николай Шевелев. - Нанотехнологии с использованием порошковых материалов позволяют создать изделия с совершенно уникальными свойствами. При этом в процессе модернизации образовательных программ или создания новых необходимо обязательно учитывать актуальность учебного материала и использовать для этого различные информационные ресурсы.

Это мнение разделяет и ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин, по словам которого образовательные программы сегодня должны соответствовали профессиональным требованиям, быть актуальными и адаптивными. Именно по этой причине перед тем, как предложить абитуриентам новое образовательное направление, вуз производит анализ регионального и российского рынков труда, выявляет потребности предприятий-партнеров в специалистах того или иного профиля.

Образовательных новинок, которые были созданы с учетом запросов рынка, в классическом университете (ПГНИУ) появилось несколько. Одна из них - программа бакалавриата "Геодезия и дистанционное зондирование" с одноименным профилем. Выпускники географического факультета смогут проводить топографические, аэрофотосъемочные и геодезические работы, создавать оригиналы планов и карт топографии, расшифровывать видеоинформацию, наземные снимки, а также моделировать земную поверхность. На юридическом факультете появился новый профиль "Юрист в сфере уголовного судопроизводства", а на направлении бакалавриата философско-социологического факультета "искусство и гуманитарные науки" - профиль "дизайн".

Две новые образовательные программы в этом году предлагает Пермский государственный институт культуры. Через несколько лет ряды выпускников вуза пополнят артисты высшей квалификации и преподаватели творческих дисциплин. В Пермской сельхозакадемии на очной форме обучения откроется прием на направление "программная инженерия".

Стоит отметить, что в новом учебном году стоимость коммерческого обучения в пермских вузах увеличится в среднем на 10-15 процентов. Повышение обусловлено введением новых нормативов Министерства образования и науки РФ, которые привязали размер оплаты студента, обучающегося на коммерческой основе, к размеру затрат государства на обучение студента - бюджетника. Наиболее дорогостоящие специальности (свыше 150 тысяч рублей за годовой цикл обучения) традиционно предлагают два пермских вуза, имеющие статус национальных исследовательских. В среднем же по Перми стоимость высшего образования (по контрактной системе) на гуманитарных специальностях составит порядка 70 тысяч рублей, а на технических специальностях - порядка 90 тысяч рублей в год.

Мнение

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

- Больше десяти лет в крае работает новая модель профориентации и система взаимодействия школ, вузов и промышленных предприятий по подготовке инженерных специалистов. Система образования края пока не может полностью удовлетворить потребность в кадрах, поэтому предприятия создают на своих площадках специализированные центры дуального обучения. Там студенты проводят около 50 процентов своего профессионального обучения.

Общество Образование Филиалы РГ Пермский край ПФО Пермский край Пермь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники