Один из примеров новой тенденции - модернизированные специальности будущих педагогов. Теперь выпускники физического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университет (ПГГПУ) смогут не только преподавать школьный курс физики, но и обучать подростков азам робототехники, а учителя истории смогут легко переквалифицироваться в музейных работников. По словам ответственного секретаря приемной комиссии ПГГПУ Анатолия Коняхина, модернизация традиционных для вуза образовательных программ - это отражение запросов абитуриентов, для большинства из которых уже сегодня актуален вопрос о будущем трудоустройстве.
- Профиль многих образовательных программ становится шире или же конкретнее сформулирован, что позволяет в дальнейшем нашим выпускникам более комфортно себя чувствовать на рынке труда, - пояснил Анатолий Коняхин. - В основном такой подход актуален для ребят, которые собираются после окончания вуза преподавать в сельских школах. К сожалению, зарплаты у педагогов сегодня достаточно скромные, поэтому возникает вопрос о совмещении предметов. Эта возможность есть, например, у выпускников нашего естественнонаучного факультета, который сегодня готовит учителей с широким профилем: они могут преподавать все биологические дисциплины, а также химию и географию в любом классе средней школы или колледжа. Аналогичные возможности есть у наших историков и физиков. При этом расширение образовательного профиля увеличивает сроки обучения по программам бакалавриата с четырех до пяти лет, но большинство абитуриентов к этому готовы.
В последние несколько лет многих абитуриентов, которые хотели бы получить техническую специальность, интересовала тема нанотехнологий. Однако образовательная программа по этой тематике появилась только в этом году на бакалавриате Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Ее создание, по словам первого проректора ПНИПУ Николая Шевелева, обосновано, в том числе, и спросом на специалистов подобного профиля со стороны промышленных предприятий региона.
- Предприятия края, безусловно, заинтересованы в них, ведь с каждым годом появляются новые нанотехнологии, с помощью некоторых из них можно, например, "выращивать" детали, - рассказывает Николай Шевелев. - Нанотехнологии с использованием порошковых материалов позволяют создать изделия с совершенно уникальными свойствами. При этом в процессе модернизации образовательных программ или создания новых необходимо обязательно учитывать актуальность учебного материала и использовать для этого различные информационные ресурсы.
Это мнение разделяет и ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин, по словам которого образовательные программы сегодня должны соответствовали профессиональным требованиям, быть актуальными и адаптивными. Именно по этой причине перед тем, как предложить абитуриентам новое образовательное направление, вуз производит анализ регионального и российского рынков труда, выявляет потребности предприятий-партнеров в специалистах того или иного профиля.
Образовательных новинок, которые были созданы с учетом запросов рынка, в классическом университете (ПГНИУ) появилось несколько. Одна из них - программа бакалавриата "Геодезия и дистанционное зондирование" с одноименным профилем. Выпускники географического факультета смогут проводить топографические, аэрофотосъемочные и геодезические работы, создавать оригиналы планов и карт топографии, расшифровывать видеоинформацию, наземные снимки, а также моделировать земную поверхность. На юридическом факультете появился новый профиль "Юрист в сфере уголовного судопроизводства", а на направлении бакалавриата философско-социологического факультета "искусство и гуманитарные науки" - профиль "дизайн".
Две новые образовательные программы в этом году предлагает Пермский государственный институт культуры. Через несколько лет ряды выпускников вуза пополнят артисты высшей квалификации и преподаватели творческих дисциплин. В Пермской сельхозакадемии на очной форме обучения откроется прием на направление "программная инженерия".
Стоит отметить, что в новом учебном году стоимость коммерческого обучения в пермских вузах увеличится в среднем на 10-15 процентов. Повышение обусловлено введением новых нормативов Министерства образования и науки РФ, которые привязали размер оплаты студента, обучающегося на коммерческой основе, к размеру затрат государства на обучение студента - бюджетника. Наиболее дорогостоящие специальности (свыше 150 тысяч рублей за годовой цикл обучения) традиционно предлагают два пермских вуза, имеющие статус национальных исследовательских. В среднем же по Перми стоимость высшего образования (по контрактной системе) на гуманитарных специальностях составит порядка 70 тысяч рублей, а на технических специальностях - порядка 90 тысяч рублей в год.
Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:
- Больше десяти лет в крае работает новая модель профориентации и система взаимодействия школ, вузов и промышленных предприятий по подготовке инженерных специалистов. Система образования края пока не может полностью удовлетворить потребность в кадрах, поэтому предприятия создают на своих площадках специализированные центры дуального обучения. Там студенты проводят около 50 процентов своего профессионального обучения.