23.05.2017 16:40
    Поделиться

    Бюджеты СЗФО недосчитались миллионов при приватизации госимущества

    В регионах Северо-Западного федерального округа обострилась проблема продажи государственного и муниципального имущества за бесценок. Речь идет как о недвижимости и работающих предприятиях, которые переходят в частные руки в рамках программ приватизации, так и о земле, обретающей новых собственников согласно отдельным постановлениям местных властей. Объекты достаются ангажированным инвесторам по заниженной стоимости, а муниципальные и региональные бюджеты недополучают миллионы рублей. Можно ли исправить ситуацию, выясняла корреспондент "Российской газеты".

    В 30 раз дешевле

    Громкое уголовное дело возбудили на днях в Калининградской области. Сотрудников администрации Пионерского городского округа заподозрили в халатности при продаже земли на побережье Балтийского моря.

    Как выяснилось в ходе прокурорской проверки, сделка состоялась еще в 2009 году. Коммерческая организация получила в собственность 56 земельных участков общей площадью около 114 тысяч квадратных метров. За лакомую землю, которая была предназначена для возведения жилых домов, застройщик заплатил муниципалитету всего шесть миллионов рублей.

    - Вместе с тем экспертизы, проведенные в декабре 2016 - январе 2017 года, установили, что рыночная стоимость указанных земельных участков фактически составляет 178 миллионов рублей. А экспертная оценка 2009 года являлась недостоверной, - делится информацией старший помощник прокурора Калининградской области Оксана Пономарева.

    Более того, земли на побережье вообще не должны были переходить в частные руки, подчеркивают в прокуратуре. Их оборот ограничен, ведь участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий - курорта республиканского значения "Пионерский" и курорта федерального значения "Светлогорск - Отрадное".

    Прокуратура обратилась в суд с требованием вернуть землю в муниципальную собственность. Фемида уже приняла меры по обеспечению иска, установив запрет на отчуждение наделов и регистрацию договоров долевого строительства недвижимости на этой территории. Чиновникам, которые приняли решение о продаже земли по заниженной цене и лишили бюджет 172 миллионов рублей, грозят штрафы, исправительные работы или арест.

    Другое показательное уголовное дело рассматривалось в прошлом году в Псковской области. Бывшего заместителя главы администрации Дедовичского района осудили за взятку, которую чиновник получил от бизнесмена за помощь в покупке муниципального имущества.

    Как установили следователи, высокопоставленный муниципальный служащий сам предложил своему знакомому предпринимателю и его деловому партнеру приватизировать объект недвижимости - здание бывшей типографии. А потом убедил председателя аукционной комиссии продать имущество без объявления цены.

    В результате объект общей площадью почти полтысячи квадратных метров, расположенный в районном центре, достался коммерсанту за 150 тысяч рублей. Рыночная стоимость недвижимости, согласно заключению независимого эксперта, превышала 560 тысяч. За свои посреднические услуги чиновник получил от предпринимателя 50 тысяч рублей - в этот момент его и поймали с поличным.

    - Суд приговорил виновного к штрафу в сорокакратном размере суммы взятки, - отмечает старший помощник прокурора Псковской области Юрий Зайцев. - А также лишил права занимать определенные должности в государственных и муниципальных органах власти и учреждениях в течение одного года одиннадцати месяцев.

    Раскинуть сеть

    Примеры, когда муниципальные и государственные объекты достаются частным лицам за бесценок, а бюджет теряет деньги, найдутся практически во всех регионах Северо-Западного федерального округа. В каких-то случаях правоохранителям удается доказать факты халатности или сговора предпринимателей и чиновников, иногда дело ограничивается аннулированием сделок.

    Так или иначе, процедура продажи госсобственности нуждается в совершенствовании, уверены эксперты Общероссийского народного фронта. Одним из путей решения проблемы, как считают активисты движения, могут стать поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, закрепляющие проведение в этой сфере исключительно электронных аукционов. Проект такого документа представители ОНФ внесли в российский парламент еще осенью 2015 года. Поводом послужили многочисленные сигналы от жителей регионов ЦФО, которые жаловались на массовую продажу зданий бывших школ, домов культуры и других учреждений по крайне низким ценам. Поправки предусматривают электронные торги, если стоимость приватизируемого имущества превышает сто тысяч рублей. Но законопроект до сих пор не обрел законодательную силу.

    Параллельно в конце 2015 года федеральное правительство утвердило перечень из шести торговых площадок, уполномоченных продавать государственное и муниципальное имущество в электронной форме. А в конце прошлого года Росимущество объявило о старте электронных продаж приватизируемых объектов. Однако электронные торги пока являются возможной, а не обязательной процедурой - действующая редакция закона о приватизации по-прежнему позволяет чиновникам продавать муниципальную и государственную собственность в документарной форме.

    - Мы же уверены, что именно обязательная для всех электронная форма позволит увеличить открытость и прозрачность торгов по реализации имущества, - заявляет депутат Госдумы РФ и член центрального штаба ОНФ Антон Гетта. - А также обеспечить полноценный информационный доступ всем заинтересованным лицам к торгам, повысить уровень конкуренции и наполняемость бюджетов.

    В счет будущих обязательств

    Кстати, федеральное законодательство и сейчас обязывает органы власти публиковать перечень имущества, подлежащего приватизации, на их официальном сайте в сети Интернет. Чтобы потенциальные покупатели узнали о том, что то или иное добро выставят на продажу, и смогли заявиться на торги, пусть и в документарной форме. Однако не все муниципалитеты вносят подобные пункты в местные положения об управлении и распоряжении имуществом.

    - Так, сразу в нескольких районах Новгородской области муниципальные правовые акты не соответствовали требованиям федерального законодательства в части размещения сведений о реализуемых объектах в сети Интернет, - рассказывает старший помощник прокурора региона Елена Баркане. - Это выяснилось в текущем году в ходе анализа муниципальной правовой базы в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. Прокуроры опротестовали незаконные местные положения - когда протесты будут удовлетворены, муниципальные депутаты устранят законодательные несоответствия.

    Как считает директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов, практику продажи госимущества в электронной форме действительно следует расширить. Но вопрос обязательного применения электронных процедур, на взгляд эксперта, требует дополнительного обсуждения.

    - Интернет-торги в нашей стране подразумевают единственный критерий определения победителя - цену. Однако, если мы говорим о приватизации, к примеру, государственных предприятий, опираться только на цену не получится, факторов может быть несколько, - поясняет Владимир Климанов. - Я говорю даже не о наличии различных допусков, квалификаций, лицензий - если они требуются, должен быть, наверное, некий предквалификационный отбор участников торгов. Речь идет о выполнении или невыполнении новым собственником разного рода социальных функций, принятии или непринятии различных обязательств, погашении каких-либо задолженностей, урегулировании вопросов с третьими лицами. Эти и другие подобные параметры учесть в рамках электронных торгов, на мой взгляд, будет просто невозможно.

    Впрочем, сложности могут возникнуть не только при приватизации действующих государственных и муниципальных предприятий. Даже при продаже неиспользуемых зданий и другого недвижимого имущества нельзя исключать обязательств о проведении, к примеру, ремонтных и реставрационных работ, которые должен будет взять на себя новый собственник.

    - С одной стороны, возможно, приватизация в электронном виде должна быть двухэтапной, - продолжает Владимир Климанов. - Первый этап - это отбор претендентов с учетом, в том числе, фактора дальнейшего распоряжения имуществом, и второй этап - непосредственно торги в электронной форме. С другой стороны, действующее законодательство и так позволяет правоохранительным и надзорным органам выявлять коррупционные моменты, возникающие при реализации государственных и муниципальных объектов и в электронной, и в документарной форме, наказывать участников сговоров. Здесь пакет инструментов, на мой взгляд, скорее избыточный, чем недостаточный, нужно просто адекватно использовать имеющиеся законодательные возможности.

    Поделиться