Новости

24.05.2017 13:27
Рубрика: Культура

Миллионы из бюджета

Форту Великий князь Константин не хватает денег на реставрацию
Форт Константин в Кронштадте рискует остаться без хозяина - нынешний его арендатор, петербургский автобусный перевозчик "Третий парк", должен в ближайшие годы инвестировать в проект 490 миллионов рублей. В противном случае памятник федерального значения будет изъят. Компания, однако, уже призналась, что таких денег у нее нет и обратилась за помощью в Министерство культуры РФ.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Петербургский перевозчик занимается фортификационным сооружением с 2001 года. На тот момент комплекс находился на учете городского комитета по использованию и охране памятников (КГИОП), а в 2013 году, получив федеральный охранный статус, перешел под контроль Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), подведомственного уже минкульту. С тех пор и начались разногласия: год спустя, после проверки, в федеральном учреждении пришли к выводу, что своих обязательств арендатор не выполнил. А к этому времени на территории форта должны были появиться музей и детский яхт-клуб.

В этом году "Третий парк" и АУИПИК подписали компромиссное соглашение, которое якобы снимает прежние претензии, но по факту жизнь арендатору совсем не облегчает. Так, в соответствии с проектной документацией, от него требуется вложить в развитие форта 490 миллионов рублей. В эту сумму входят реставрационные работы, консервация памятника и приспособление помещений для размещения экспозиции Музея истории Кронштадта. По сути, это будет его филиал.

Впрочем, по словам генерального директора "Третьего парка" Кирилла Дьяковского, позволить себе такие расходы компания не может, потому что они никогда не окупятся. Нужно сказать, уже сейчас форт особенной прибыли от своей деятельности не получает. Например, в 2015 году при обороте в 44,5 миллиона рублей арендатор получил 2,8 миллиона рублей убытка. И это притом, что объект в принципе посещаем: по итогам прошлого года, там побывали свыше ста тысяч туристов. По словам экспертов, цифра могла бы быть и больше.

- Этот объект специфичен из-за своей локации. Чтобы добраться до него из любого района города, понадобится не менее сорока минут даже без учета пробок. А мы знаем, что большинство успешных объектов, когда исторические здания адаптируют под современные нужды, располагаются все-таки в центре города или хотя бы поблизости. Кроме того, территория форта ограничена, поэтому необходимы существенные усилия для ее расширения и привлечения аудитории, - считает руководитель отдела исследований одной из консалтинговых компаний Петербурга Владислав Фадеев.

Арендаторы объекта в этом смысле надеются как раз на упомянутый уже музейный комплекс. Предполагается, что там можно будет увидеть предметы, относящиеся к истории военного и торгового флота, а еще выставят артефакты, которые со дна Финского залива поднял Центр подводных исследований Российского географического общества. Первые экспонаты новому музею будут переданы в ближайшее время: водолазы уже подняли с борта затонувшего у острова Котлин линкора "Портсмут" (специалисты предполагают, что это именно он) двухметровую артиллерийскую пушку и фрагмент шпангоута. Все это должно увеличить поток туристов, а заодно повысить доходность других объектов форта: отеля, кафе-бара и яхт-клуба.

Вот только это все станет возможным, если будут деньги. За неимением своих, инвесторы серьезно надеются на бюджетные: заявка на финансирование уже отправлена в минкульт. Арендаторы не исключают, что ведомство вряд ли выделит всю необходимую сумму, но рассчитывают, что помощь покроет хотя бы часть стоимости работ. Специалисты КГИОП тем временем подчеркивают: реставрация необоснованно затягивается. Напомним, комитет неоднократно судился с компанией и требовал исполнения обязательств по восстановлению памятника. В 2015 году с арендатора взыскали 100 тысяч рублей штрафов.

Кстати

Музей истории Кронштадта объявил конкурс на проведение ремонтных работ на территории Петровского дока - здесь будет еще один его филиал, Музей затонувших кораблей. Сумма контракта составляет 5 миллионов рублей, а к 31 октября будущий подрядчик должен собрать архивные сведения об объекте, провести его натурные и инженерные обследования, геологические и гидрогеологические изыскания. Предполагается, что откроется музей в 2021 году.

В регионах Культура Арт Архитектура Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург