Подготовка к третьей по счету кругосветке, которая пройдет с 30 июня по 25 августа, уже началась. Отправится в нее 21 школьник от 14 до 17 лет, к отбору ребят приступили еще в марте. Причем в нынешнем году от желающих испытать себя отбоя нет.
- В первую экспедицию мы брали тех, кто согласился пойти и имел опыт туристических походов первой категории сложности. Мы сняли фильм, появились отзывы в соцсетях, и количество заявок на участие во второй экспедиции выросло вдвое. Главное, взрослые перестали беспокоиться о детях. Все поняли, что это не страшно, а страшно интересно, - рассказывает директор Центра туризма и экскурсий Краснодарского края Константин Мержоев. - В этом году количество заявок выросло в пять раз. Участвовать в кругосветке стало весьма престижно. Путешествие длится два месяца, у нас взрослые в стране так не ходят.
Претенденты должны иметь опыт спортивных походов первой и второй категорий сложности, быть коммуникабельными и психологически устойчивыми. Жесткие условия им создают еще во время отборов, чтобы ребята понимали - их ждет не двухмесячная прогулка налегке с осмотром достопримечательностей, а тяжелая каждодневная работа, которую никто за них делать не будет. Расчистка местности, установка палаток, приготовление пищи и все остальные бытовые вопросы лягут на их плечи. Снаряжение и продукты также придется нести на себе. И, возможно, самое сложное, особенно для городских ребят, - отказ от телефонов и планшетов: за 57 дней в походе они смогут лишь четырежды позвонить своим родителям из определенных населенных пунктов.
- Во время отбора ребята встают в шесть утра, у них зарядка, бег на несколько километров. Их обучают владению веслом, они ходят на судах. Также ребята показывают, как ездят на велосипеде и могут ли преодолевать на них разные препятствия, аналогичные тем, что их ожидают в походе. После этого они понимают, что будет много трудностей и никто церемониться с ними не станет. Ведь каждый день шесть часов чистого времени они будут испытывать разнообразные физические нагрузки, а жить придется полностью в полевых условиях, - продолжает Константин Мержоев. - Второй отбор еще более жесткий - на скалах. В горах они должны показать, как умеют ездить на велосипедах по грязным и убитым тропам. В это время рядом находятся инструкторы и психологи, которые наблюдают за ними и оценивают, как ребята взаимодействуют. Кто-то из подростков после такого отказывается от участия в экспедиции, но те, кто остается, получают мощную мотивацию дойти до конца.
Старт - 30 июня на мысе Тузла в Тамани. Дата не случайна и имеет историческое значение - в этот день в 1772 году Екатерина II подписала Жалованную грамоту Черноморскому казачьему войску на кубанские земли. Затем ребята на велосипедах едут по Азово-Черноморскому побережью до Красной Поляны - около 450 километров. В Сочи они смотрят олимпийские объекты, сдают велосипеды и готовят снаряжение и продукты для горного похода. И, распределив нагрузку, отправляются в 200-километровое путешествие по Кавказскому заповеднику - до хутора Ильич в Отрадненском районе. Здесь начинается водная часть пути - 340-километровый сплав на рафтах и катамаранах по реке Уруп до станицы Кавказской. Тут их снова ждут велосипеды, на которых им предстоит к 25 августа добраться обратно на Тамань, где и начиналась экспедиция. Эта дата тоже выбрана не просто так - в этот день 225 лет назад казаки высадились на полуострове и начали освоение этих земель.
При этом у экспедиции есть и образовательная составляющая. Изначально у детей спрашивают, какую научную сферу они предпочитают. И далее между ними распределяют задания: собирать и описывать насекомых, вести метеорологические наблюдения, брать на анализ воду и почву и измерять радиоактивный фон, исследовать этнографические объекты. Так что экспедиция - это еще и возможность узнать и полюбить удивительный край, где живешь.
Елена Галко: "Покрышки и камеры лопались, словно воздушные шарики, мы даже умудрились на асфальте найти песок и завалиться. Но быстро исправляли поломки, и это придавало нам уверенности, что справимся с любой неприятностью. На второй день встали в пять утра, ведь нас ждала дорога по Бугазской косе (это был очень сложный этап, песок был повсюду, ноги и колеса проваливались, будто бы мы шли по зыбучим пескам)".
Артур Абаджев: "Солнце стояло в зените, и термометр показывал 52 градуса выше нуля. Мы двигались вдоль обрывистого берега Азовского моря. И вроде бы все ничего, но вдруг один отстал, за ним другой, третий, и тут только я заметил, что они снимают колеса. Прокол, прокол и еще прокол - счет пошел уже на десятки. Как оказалось, виной тому стала местная достопримечательность - небольшие шарики с острыми шипами, растение, которое в народе называют "арбузики". Так вот "наелись" мы этих арбузиков всласть".
Мария Волкова: "Проснулись мы около четырех часов утра. Ночь была на удивление очень холодной, и ребята с нетерпением рвались в путь, чтобы хоть как-нибудь согреться. Подъем был пологий и без большого количества камней на тропе, что продолжалось сравнительно недолго. Этот "цирк" заканчивался на нашем пути очень крутой сыпухой. С большим трудом, с пробуксовками мы преодолели этот небольшой подъемчик. Затем опять камни, камни и камни. Наконец, спустя 10 часов мы сделали последние пару шагов. И момент, которого мы ждали целый день, настал. Это были невероятные ощущения, это был "о-го-го какой вид". Было чувство, что ты Бог, сидящий на Олимпе и жующий соевую шоколадку. Ради этого стоило мучить свои колени".
Как уверяет Константин Мержоев, ничего экстремального в "Кубанской кругосветке" нет: "В лесу, горах, на реке - менее опасно, чем в городе. В экспедиции участвует 21 школьник, а с ними находятся восемь-девять инструкторов, которые проходят специальные курсы и могут оказать первую медицинскую помощь.
Мы ставим в известность администрации всех районов, уведомляем полицию, МЧС, "Кубаньспас" и ФСБ. У руководителей группы есть телефоны главных врачей медицинских учреждений по маршруту, начальников управлений образования, заместителей главы по соцвопросам. Но ничего экстраординарного в предыдущие годы не было. Родители могут звонить руководителям группы, когда хотят, но в этом нет смысла, ведь за нами и так следит столько служб".
Любопытно, что Мержоев скептически относится к различным передачам о выживании в экстремальных условиях: "В них много мусора. А процентов 80 того, что там советуют, делать категорически нельзя. Сразу видно, что такие передачи делают непрофессионалы. У нас слишком много теоретиков, а практиков - мало".