Сокращение расходов на товары и услуги стало основной формой адаптации населения к кризисным явлениям в экономике. Такой вывод сделали эксперты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС).
В новом докладе о социально-экономическом положении населения они отмечают, что в наибольшей степени стратегии экономии придерживаются люди с самыми низкими доходами. В режим жесткого затягивания поясов перешли больше 90 процентов граждан из этой категории. Впрочем, сокращение потребления демонстрируют также средние и относительно обеспеченные слои населения, констатируют авторы доклада.
Можно было ожидать, что люди начнут возвращаться к опыту 1990 годов: станут активно менять работу, получать новую специальность, открывать свой бизнес, но этого не произошло. К активным практикам обращается не более 15 процентов граждан, уточняют эксперты РАНХиГС.
Апатия, по их мнению, становится устойчивым свойством общества. В таких условиях население живет одним днем, а стратегические установки отодвигаются "до лучших времен". Остальной мир, между тем, не стоит на месте, и имеющееся отставание России по ряду ключевых социальных, экономических, технологических и прочих позиций, будет нарастать, предупреждают авторы доклада.
Почему именно последний кризис спровоцировал такую реакцию населения и что с этим делать?
В 1990 годах экономика чувствовала себя гораздо хуже. Кризис переносился острее и болезненнее, но с точки зрения того, что обычный человек мог сделать для выхода из сложной ситуации, возможностей было больше, объясняет директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Формировался частный предпринимательский сектор, там создавались новые рабочие места, и люди могли переходить из одной сферы в другую, напоминает она. Тогда же появился сектор неформальной занятости. "Несмотря на то, что это явление имеет негативную окраску для экономики, нужно понимать, что тогда оно спасло очень многих россиян от полного социально-экономического краха", - говорит Малева.
Кроме того, в 1990 годы, напоминает эксперт, активно развивался сектор некоммерческих организаций. Были большие надежды на малый бизнес, и какие-то заметные процессы там действительно происходили. Однако эта история, не в последнюю очередь из-за большого количества административных барьеров, оказалась не очень успешной. "Вряд ли стоит сейчас обвинять в лени и апатии само население - у граждан объективно стало меньше возможностей что-то сделать, - считает Малева. - Нужно менять среду. Причем делать это, не дожидаясь, когда начнется экономический рост, а "население подтянется. Просто так само по себе не начнется ничего - требуются институциональные реформы".