Это заявление прозвучало вчера на презентации его книги "Закон и законотворческий процесс". В книге детально и, что называется, из первых уст рассказывается, как готовятся законы.
Один из дискуссионных вопросов: число инстанций, которые имеют право вносить в Госдуму инициативы. Время от времени возникают предложения, увеличить их количество. В книге высказывается мысль, что увеличивать число не стоит. Один из выступающих задал прямой вопрос: а кого будем сокращать?
- Я сторонник того, что Конституция - очень хороший документ, она универсальная, и ее не надо трогать в этом вопросе, - ответил Павел Крашенинников.
Поясним: именно Основной Закон перечисляет всех, кто вправе предлагать законопроекты парламенту. "Если же через какое-то время вернемся к вопросу о том, сколько должно быть субъектов инициативы, то не с точки зрения их увеличения", продолжил Павел Крашенинников. По его словам, в России создан хорошо отрегулированный и отлаженный механизм законотворческой деятельности. Как всякий тонкий механизм, он требует квалифицированного "пользователя", по крайней мере, знакомого с его эксплуатацией. В определенном смысле данная работа и призвана стать такой "инструкцией по эксплуатации". Вместе с тем Павел Крашенинников констатирует, что "все еще живо наивное убеждение, согласно которому стоит принять "правильный" закон, и жизнь наладится".
В качестве примера приводятся случаи, когда резонансные преступления "у некоторых законотворцев вызывали праведный гнев, который вкупе со стремлением набрать побольше "пиаровских лайков" и негласно существующими количественными оценками депутатской активности, побуждали их вносить все новые и новые поправки в Уголовный кодекс по принципу "чем больше, тем лучше".
"В итоге Уголовный кодекс приобрел "лоскутный", несистемный и разбалансированный характер, так что нам предстоит большая работа по формулированию концепции нового УК, его разработке и принятию параллельно с УПК", - сообщил Павел Крашенинников. Кроме того, по его словам, необходимо принять единый Гражданский процессуальный кодекс.
Как пояснил он корреспонденту "РГ", сейчас постепенно проходит унификация Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов. "С помощью поправок они приходят к общему знаменателю", сказал Павел Крашенинников, подчеркнув, что после создания объединенного Верховного суда России это сделать легче. Кроме того, нарабатывается практика применения еще достаточно молодого Кодекса - Кодекса административного судопроизводства. Специалисты анализируют, что в нем правильно, что необходимо усовершенствовать. И это тоже часть подготовительной работы по созданию единого ГПК.
Как рассказал Павел Крашенинников, в особенной части кодекса будут общие вопросы, одинаково отрегулированные во всех видах судебных процессов. А в особенных частях будут уже прописывать процедуры рассмотрения отдельных видов споров: административных, экономических и т.п. Любопытно, что Павел Крашенинников в беседе с корреспондентом "РГ" особо отметил роль "РГ" в законодательном процессе. Некоторые законы были приняты или после публикаций в газете, или после того, как идеи были высказаны в ходе "Деловых завтраков" или круглых столов в "Российской газете". "Важно, чтобы юристы знали, как рождаются нормы права, а не только, что эти нормы из себя представляют", - сказал Павел Крашенинников. По его мнению, книга может быть полезна не только федеральным законотворцам, студентам юридических вузов и лоббистам в палатах Федерального Собрания, правительстве и федеральных органах исполнительной власти, но и гражданам, интересующимся парламентской жизнью, избирателям - для ответа на вопрос о том, для чего нужны депутаты.