Этот шаг позиционируется администрацией президента как крайняя ответная мера на разгоревшиеся в столице столкновения между митингующими и силами правопорядка. В городе проходила массовая протестная акция 24 мая под лозунгом "Займем Бразилиа", организованная местными профсоюзами и собравшая по оценкам организаторов около 50 тысяч участников (по данным полиции - 35 тысяч). Основными требованиями манифестантов были заявлены отставка Мишела Темера, отмена принятия продвигаемых правительством реформ пенсионного и трудового законодательства, а также проведение общенациональных досрочных выборов.
По неизвестным на данный момент причинам руководство федерального округа, в чью компетенцию входит обеспечение безопасности при проведении подобных акций, вывело в правительственный квартал явно недостаточный контингент сил полиции (в бразильской столице все министерства и ведомства, включая администрацию президента, расположены очень компактно в одной части города на так называемой "Эспланаде Министерств" - прим. "РГ").
Организаторы шествия изначально заявляли 100 тысяч участников, и у властей было около недели, чтобы подготовиться. Кроме того, силы правопорядка странным образом выставили зоны оцепления, перекрыв участникам проход к традиционной зоне проведения подобных протестов - напротив здания Национального конгресса.
В итоге самые радикальные из участников протеста прорвали оцепление, и начались столкновения с полицией. Активисты "анархистских группировок", как они себя называют, начали захватывать административные здания и министерства. В ход пошли "коктейли Молотова" и пиротехника. Сильнее всего пострадало здание министерства сельского хозяйства, где выгорела часть приемной и первого этажа. В ответ полиция применила светошумовые гранаты, слезоточивый газ и огнестрельное оружие с боеприпасами, снаряженными резиновыми пулями. Однако некоторые полицейские, и тому есть фото и видео свидетельства, стреляли в демонстрантов из табельного оружия с обычными патронами. По заявлениям руководителей правоохранительных органов, в отношении этих случаев уже начаты расследования.
Ближе к четырем часам дня министр обороны Рауль Жунгманн выступил с заявлением о полученной от президента санкции о введении в столицу войск. На данный момент правительственный квартал и основные автомобильные развязки взяты под контроль военными. В операции на первом этапе будет задействовано до 1,5 тысячи военнослужащих из расквартированных в федеральном округе воинских частей сухопутных войск и морской пехоты. Над городом барражируют вертолеты полиции и министерства обороны.
Решение Мишела Темера об использовании регулярных войск было крайне негативно воспринято в политических кругах страны, причем не только среди традиционных оппозиционеров власти. Администрация президента распространила заявление, в котором говорится, что глава государства пошел на эту крайнюю меру ввиду складывающейся ситуации и по просьбе председателя нижней палаты Национального конгресса Родригу Майа. Вместе с тем, Майа выступил с заявлением, признав факт такой просьбы, но с существенной поправкой - он призывал к использованию сил Национальной обороны, но не регулярных войск.
Губернатор федерального округа Родригу Ролленберг заявил, что эта мера является "крайней". "К удивлению столичного правительства президент страны сегодня вечером принял решение о задействовании армии, что является крайне чрезвычайной мерой. Более того, власти города и округа не были уведомлены об этом и не давали своего согласия", - отметил Ролленберг.
Лидер фракции Партии трудящихся в нижней палате парламента Карлос Зараттини так прокомментировал "РГ" произошедшее: "Я не могу припомнить подобного даже во времена военной диктатуры. Страна может снова встать на путь тяжких испытаний, если сухопутные войска, воздушные или военно-морские силы снова вторгнутся в жизнь нашего народа. Оппозиция намерена сегодня же опротестовать введение этого режима, в том числе через Верховный суд страны. Использование войск для сдерживания манифестаций это явный сигнал запугивания противников действующей власти, это беспрецедентный удар по демократическим принципам!".
Среди политических союзников правительства Темера также звучит острая критика в его адрес. Так, сенатор Ренан Калейрус, однопартиец президента, оценил меру как "граничащую с глупостью" и заявил, что "скидывать ответственность за это на председателя нижней палаты - низко и ужасно". "Если это правительство не может удержаться из-за всего происходящего (обвинений генеральной прокуратуры в адрес президента), то рассчитывать на то, что его вот таким образом удержат вооруженные силы наивно", - уверен Калейрус. В стане социал-демократов, партии PSDB охарактеризовали новость как "пугающую". "Мы представители того поколения, которое провело свою молодость под гнетом военной диктатуры и помнит эйфорию от процессов редемократизации после ее падения. Вопрос использования войск в таком контексте у нас вызывает страх. Ситуация неоднозначная, и мы должны ждать дополнительных разъяснений от исполнительной власти по этому поводу", - заявил сенатор Тассу Жерейссати, временный исполняющий обязанности партийного лидера.
Уже поздно ночью глава оборонного ведомства в интервью одному из местных телеканалов пояснил, что "в федеральном округе якобы не имелось сил Национальной обороны, поэтому решили применить войска". Он также "успокоил" граждан и политиков, отметив, что "декрет будет действовать всего семь дней". "Завтра или послезавтра президент незамедлительно издаст другой декрет об отмене этих мер, конечно, если ситуация успокоится. Подчеркну еще раз, принятые сегодня меры находятся в строгом соответствии с конституцией и действующим законодательством", - заключил министр обороны.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"