25.05.2017 14:05
    Поделиться

    Как в новгородском Софийском соборе подружились церковь и музей

    Вчера депутаты петербургского парламента вновь сняли с повестки дня вопрос о проведение референдума о судьбе Исакиевского собора. Но пока эксперты высказывают свои "за" и "против", а социологи подводят итоги опросов общественного мнения, корреспондент "РГ" побывала в Великом Новгороде. Зачем? Взглянуть на то, как живет сегодня Софийский собор - тоже музей-памятник, четверть века назад ставший действующим храмом.

    "Где святая София, там и Новгород" - эту фразу, некогда сказанную, по преданию, князем Мстиславом Великим, в Новгороде повторяют все: экскурсоводы, туристы, местные жители. Белоснежный собор со шлемовидными куполами - главный символ этого древнего города. Сего-дня он упирается блестящими крестами в ясное небо, и пока службы в храме нет, под сумрачными сводами медленно передвигаются маленькие стайки туристов. Гиды приглушенно рассказывают о событиях многовековой давности и показывют особо почитаемые святыни.Иностранцы, приехавшие прикоснуться к атмо-сфере Древней Руси, паломники, ищущие помощи от мощей святых и старинных образов, местные жители - все они встречаются здесь и, кажется, ничем друг другу не мешают. Так Софийский собор живет уже на протяжении 25 лет: церкви его возвратили в 1991 году.

    - Софию вернули в годы, когда ни одного действующего храма в нашем городе не было. Она стала первой церковью, где после долгого перерыва стали проводить богослужения. Поэтому смена статуса не то что не вызывала ни у кого отторжения, а наоборот, была воспринята с большим воодушевлением. Мы чувствовали, что это шаг вперед, - вспоминает жительница Новгорода Марина Владимировна. Она регулярно ходит сюда на воскресную литургию, а в будни иногда приводит и невоцерковленных родственников: вроде как просто на прогулку в Кремль, но вместе с тем верит - в таком намоленном месте и они, сами того не ведая, получают частичку благодати.

    История Софийского собора дей-ствительно впечатляет. Шутка ли - самый древний из всех сохранившихся храмов на территории России. В советское время судьба Софии была незавидной, как и судьбы всех православных храмов: здесь открыли антирелигиозный музей. Более 60 лет собор терпеливо ждал дня, когда в его стенах снова зазвучат молитвы.

    Свои отношения представители церкви и новгородского музея-заповедника называют "ровными" и даже "дружескими". Но это уже сейчас: а в момент передачи Софии, вспоминают и те, и другие, противостояние было таким, что едва ли уступало по накалу ситуации вокруг Исаакиевского собора. Наверное, поэтому на шумиху по случаю возвращения петербургского музея церкви здесь смотрят слегка снисходительно - мол, это мы уже проходили.

    - Сами подумайте: музей отдавал жемчужины своего собрания. Взять хотя бы новгородскую реликвию - икону Божией Матери "Знамение". Сейчас она находится в интерьере собора. Два иконостаса - Успенский и Рождественский, где сохранились иконы XIV-XV веков, уникальная фреска "Константин и Елена", относящаяся к самой первой росписи храма. Конечно, должно быть понимание, как хранить такие древние вещи, - рассказывает заместитель директора по развитию музея Ольга Соболева.

    - Многие не верили в то, что собору не будет причинен вред, и это были, в общем-то, понятные опасения, - продолжает доктор искусствоведения и бессменный хранитель Софийского собора Татьяна Царев-ская. - Такое состояние сохранялось довольно долго, до последнего времени для музейщиков собор оставался исключительно памятником, они не часто появлялись здесь на службах. Но постепенно привыкли, усвоив, что в соборе действует хранительская служба и ее специалисты имеют лицензию музейных работников.

    Сейчас церковь и музей сотрудничают: совместно решают вопросы, касающиеся реставрации, научных исследований, даже выставочной

    деятельности. Кроме того, не так давно начали совместно восстанавливать одну из софийских фресок XV века с изображением Богородицы - ее фрагменты, выявленные в соборе хранителями, в настоящее время дополняют фрагментами, обнаруженными по счастливой случайности в музейном собрании. Однако если говорить о том, на ком лежит ответственность за сохранность уникального древнерусского памятника, здесь музейщики категоричны: весь спрос с РПЦ. Виной тому резко возросшая нагрузка на собор: если раньше там принимали только экскурсантов, то теперь для Пасхального богослужения приходится закрывать Кремль - столько желающих попасть на службу. Притом, что больше тысячи человек София вместить не в силах. В год одних лишь экскурсантов через храм проходит более 300 тысяч. Влияют на памятник и традиции самих богослужений - такие, например, как использование кадила и свечей. Впрочем, по словам Царевской, эти опасения преувеличены.

    - Влияние на иконы минимально: если бы в храме не жгли свечи, все равно нужно было бы проводить определенные реставрационные

    работы. Например, стенопись каждые

    25 лет требует реставрации. Древние фрески? У нас их совсем немного; последний раз ими занимались в середине 1980-х, так что и на эти работы в любом случае скоро надо будет подавать заявку.

    К нагрузке, считают в соборе, нужно относиться как к данности, а в качестве примера использовать опыт той же Италии - например, собор Сан-Марко принимает невероятные потоки туристов и одновременно не прекращает служб. Кстати, государственные эксперты, не раз приезжавшие в Новгород, констатируют: в целом состояние памятника и его исторического убранства за последние годы не ухудшилось.

    - Главное здесь - кадры. Должны быть люди, которые "подкованы", могут осуществлять связь между верующими, музейщиками и туристами. В Петербурге, например, проблем с этим не возникнет, потому что там много грамотных людей. А вот если передача происходит где-то в глубинке - это уже опаснее, - считает Татьяна Царевская.

    Сейчас вход в Софийский собор свободный. Плату берут только за экскурсионное обслуживание - группа предъявляет билеты, а от количества проданных экскурсий музей отчисляет определенный процент храму.Кстати, время от времени опасающиеся за сохранение памятника предлагают проводить в соборе только праздничные богослужения. В соборе говорят, что это не нужно, да и маловероятно, что удастся.

    Комментарий

    Людмила Секретарь, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ:

    - Когда мы говорим о передаче таких храмов, как Софийский или Исаакиевский соборы из музейного ведения в руки церкви, нужно помнить вот о чем: церковь не может на себя взять все вопросы, связанные с хранением, реставрацией, климатологией. Без музея и его специалистов здесь все равно не обойтись. В Великом Новгороде сегодня сложилась идеальная ситуация.

    Поделиться