ЦБ подготовит инструменты для ограничения долговой нагрузки физлиц

Банк России разрабатывает модель интеграции данных из бюро кредитных историй, чтобы банки могли оценивать совокупную задолженность физического лица по всем имеющимся у него кредитам и займам. Об этом говорится в опубликованном на сайте регулятора "Обзоре финансовой стабильности" за последние два квартала.

Банк России готовит инструментарий для ограничения долговой нагрузки физических лиц. В феврале он опубликовал консультативный доклад, предложив участникам рынка высказаться о подходах к этому вопросу. Свои предложения представили свыше 100 банков.

"Многие респонденты отметили недостаточное качество данных бюро кредитных историй и необходимость внедрения интегратора кредитных историй для определения совокупной задолженности заемщика", - сообщил Банк России. Регулятор начал подготовку поправок в закон о кредитных историях, чтобы повысить качество информации БКИ.

Банк России отмечает, что среднее значение PTI (отношение ежемесячного платежа по всем кредитам к доходу заемщика) по потребительским кредитам во второй половине 2016 года сократилось с 45 до 42 процентов, а доля наиболее закредитованных клиентов (PTI выше 80 процентов) снизилась с 6 до 4,2 процента. Однако эти данные учитывают задолженность только перед одной кредитной организацией, тогда как по информации крупнейших бюро кредитных историй более одного непогашенного кредита имеют 35-40 процентов заемщиков.

Также для определения долговой нагрузки банкам потребуется оперативный доступ к информации о доходах заемщиков. Этот вопрос оказался наиболее дискуссионным. Банки хотят получать эти сведения от Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы.

На рассмотрении в Госдуме находится правительственный законопроект, в частности, устанавливающий обязанность Пенсионного фонда РФ оперативно предоставлять по запросам физических лиц электронные справки для банков о зарплатах или доходах, на которые начислены страховые взносы. Документ был принят в первом чтении в ноябре 2016 года, проект поправок ко второму чтению до сих пор не опубликован.