Эксперты рассказали о проблемах санитарной авиации в России

В рамках 10-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2017 на стенде "Российской газеты"" состоялся круглый стол "Санитарная авиация", на котором эксперты обсудили возможности ее развития.

- Сейчас законодательно понятие "санитарная авиация" отсутствует, - говорит врач анестезиолог-реаниматолог ООО "Мобильная медицина" Павел Попов. - Раньше санитарной авиацией называлась медицинская помощь, которая заключалась в том, что в любую больницу мог прибыть нужный специалист и там совершить операцию либо транспортировать пациента на самолете или вертолете. В настоящее время осталась скорая специализированная помощь, которая включает в себя работу на выезде врачей узких специальностей - на поезде, машине, пешком. Как таковая санитарная авиация сейчас именуется "оказанием медицинской помощи с применением авиационного транспорта". По современным нормативам она используется в том случае, если нет возможности прибытия скорой помощи в течение 20 минут и бережной доставки пациента. Это такая же медпомощь, только с крыльями и винтами. Ее обязаны предусмотреть главы субъектов и местные медицинские организации.

- Сейчас санитарной авиации фактически нет: она представлена самолетами и вертолетами советского времени, - вступил в беседу генеральный директор ЗАО "Русские вертолетные системы" Алексей Зайцев. - Правда, я не могу сказать точно, в какой пропорции. Что касается вертолетов, это Ми-2, более современные - Ми-8, хорошие характеристики показывает "Ансат".

Нужность санитарной авиации специалисты подтвердили примерами.

- Например, расстояние до Якутска - три тысячи километров, на автомобиле ехать долго, - продолжил Павел Попов. - Также препятствием может стать пробка, даже если раньше ее в этом месте не было. Оказание скорой медпомощи невозможно на автострадах. При этом нужно учитывать правило "золотого часа". Понятно, что оно условно и разнится от пяти минут до 20 часов. К тому же требуется бережная транспортировка. Несчастный случай может коснуться и российских граждан, отдыхающих за рубежом.

По словам старшего врача оперативного отдела научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы Дмитрия Иванчина, пациенты, при транспортировке которых используется санитарная авиация, попадают, как правило, в федеральные центры или к узкоспециализированным врачам.

- Такая быстрая доставка сердечно-сосудистых больных со свежими инсультами или инфарктами способствует успешному лечению, - отметил специалист.

Кстати, при перевозке больных самолетом или вертолетом медики тоже получают более комфортные условия работы и больше возможностей решить свои задачи.

- Например, пациента с ожогами 95 процентов кожного покрова возможно исцелить, если его вовремя доставить в федеральный комбустиологический центр, - объяснил директор ООО "Мобильная медицина" Сергей Суворов. - Невозможно в каждой точке страны организовать масштабную клинику. Та же Якутия, например, отправляет детей с патологиями сердца в Новосибирск или Хабаровск, где их успешно оперируют и отправляют на долечивание к месту постоянного проживания.

Санитарной авиацией, по словам эксперта, занимаются всероссийские и территориальные центры медицины катастроф, МЧС, военные, а также компании, которые отправляют людей на добычу полезных ископаемых и обязаны обеспечить сотрудников медицинской помощью.
- В 1990 году в нашей стране использовалось 189 воздушных судов - вертолетов и самолетов примерно поровну, - продолжил Сергей Суворов. - Ежегодно помощь оказывалась 200 тысячам человек. Например, в 90-годы прошлого века мы летали в Кировскую область в рамках проекта помощи детям на Ан-2, Ка-26, Ми-2 в том числе и с эвакуационными целями. Потом система малой авиации развалилась, перевозку воздушными судами стали считать дорогостоящей. Сейчас в стране используются примерно 20 медицинских вертолетов - почти в пять раз меньше.

Развитию санитарной авиации способствует выделение в этом году 3,3 миллиарда рублей (из 9 миллиардов на три года, предназначенных для 34 регионов страны) на обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах России.

- Таким образом, государство сделало ставку на российскую технику, произведенную не раньше 2014 года, - заключил Алексей Зайцев. - Российскую вертолетную отрасль нужно поднимать, а не отдавать деньги зарубежным производителям.