По словам гендиректора компании Jet Transfer Александра Евдокимова, вертолеты известного бренда российской сборки - пример удачной интеграции.
- Мы традиционно выставляем BELL-407, - говорит он. - Это самый популярный однодвигательный вертолет. Он хорошо известен в мире как многоцелевой вертолет, применяемый в самых разных отраслях - в медицине, для поиска и спасения людей, для корпоративного использования и многих других целей. Машина закрывает всю линейку авиационных услуг, которые предоставляют вертолеты такого класса. В России накоплен большой опыт его эксплуатации, и он хорошо себя здесь зарекомендовал.
Но сегодня представлен вертолет, собранный именно в России. Перенос сборки в нашу страну - уже интеграция. BELL занимается продажей вертолетов больше 10 лет и поставила за это время в Россию десятки машин. Но руководство фирмы посчитало, что для российских клиентов будет удобнее, если вертолет начнут собирать на месте по лицензионному соглашению.
Сейчас работа идет в комплексе. Раньше просто привозили вертолет из США, ставили здесь "на крыло", и он летал. Теперь же уральский завод собирает вертолет, полностью готовит всю документацию на русском языке, делает адаптацию всех необходимых бюллетеней. Сюда же входит обучение пилотов.
Как считает Александр Евдокимов, это гораздо удобнее и с точки зрения финансов - тогда идет поставка за рубли российскими лизинговыми компаниями, нежели американскими. К тому же вертолет по своим характеристикам и благодаря российской сборке очень удачно подпадает под разного рода государственные программы. При закупке техники различные госструктуры любого уровня ориентированы в первую очередь на то, что произведено в России.
Ситуация схожа с импортными автомобилями: когда-то их привозили из-за границы, но потом перенесли сборку в Россию, от чего выиграли все. Сейчас по этому же пути пошли производители вертолетов. Пока такие примеры единичны, но тенденция - налицо.