Примечательно, что экспозиция прибыла в Петербург, будучи уже представленной на двух знаменитых площадках: два года назад она демонстрировалась на Венецианской биеннале, а в прошлом году - в Третьяковской галерее в Москве.
Санкт-Петербург - особое место для "апшеронских художников", ведь многие из них учились в Академии художеств имени Репина, для многих город на Неве стал местом творческого становления. А полуостров Апшерон на западном побережье Каспийского моря с его особенной природой (камни, ветер, непреходящие запахи моря и нефти, слепящее солнце) - природной мастерской, объединившей близких по духу искателей новых путей в искусстве.
Модный в 60-е годы "суровый стиль" они преобразовывали по-своему. Так знаменитое полотно "Нефтяники" Тофика Джавадова, написанное густыми, пастозными мазками, показывает нам людей крепких, жестких, но при этом по-южному солнечных.
Необычна судьба Ашрафа Мурада. Блестящий выпускник Ленинградской академии живописи в начале 70-х резко меняет свой стиль. Отныне его картины - словно иллюстрации к произведениям Кафки. Остросоциальные темы таких работ, как "Голосование", "Космонавт Валентина Терешкова" рисуют нам несвободный мир тоталитаризма. С этой темой сближаются и работы Расима Бабаева, в которых яркие, открытые цвета отнюдь не создают эффекта праздничности, но свидетельствуют о незаурядном сатирическом даре мастера ("Поздравление", "Агрессор").
Скульптор Фазиль Наджафов представлен метафорическими работами, выражающими его глубокие философские размышления о судьбах времени и своей страны. Так бронзовая скульптура "Эхо эпох" представляет собой слепленные воедино слои десятков одинаковых человеческих фигур, оставаясь при этом необычайно гармоничной и изысканной.
Изысканны и лица персонажей на картинах Геюра Юнуса: романтичные и необычайно красивые, они словно бы сошли с персидских миниатюр.
А основатель "Апшеронской школы", художник Джавад Мирджавадов (1923-1992) представлен работами, которые, пожалуй, ярче других выражают суть этого направления в искусстве. Видеть в обыденном - праздничное и яркое, суметь воплотить в красках буйство апшеронских стихий - ветра, солнца, моря, огня, камня. Его картина "Пожарники", так напоминающая детское восприятие жизни, и впрямь написана по детским воспоминаниям.
- Нефтяные вышки на Каспии в начале века строились из дерева, - поясняет куратор выставки Эмин Мамедов. - Они то и дело горели. И чуть не каждую ночь по улицам мчались пожарные машины, озаряемые заревом огня.
Новаторы и бунтари, осваивающие новые пластические решения в искусстве, художники "Апшеронской школы" оказали огромное влияние на современную живопись Азербайджана и во многом определили пути ее развития. Органичной частью их творчества стали образы и приемы азербайджанского фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, а также поиски авангардистов и формалистов, столь жестоко караемые в советской империи.
В экспозиции включены произведения из коллекций Национального музея искусств Азербайджана, Государственной картинной галереи Азербайджана, Музея современного искусства, музея "Живопись Азербайджана XX-XXI веков", а также московского Фонда Марджани.
- Это событие, - сказал на открытии выставки генеральный консул Азербайджана в Санкт-Петербурге Султан Гасымов, - знаковое событие и для народа нашей страны, и для жителей Петербурга. Ведь культурные, гуманитарные связи между странами значат неизмеримо много, подчас - даже больше, чем экономические связи. Именно они объединяют людей, способствуют укреплению духа взаимопонимания между народами.