Остальные награды распределились следующим образом. Главный приз фестиваля, Золотая пальмовая ветвь, достался шведскому режиссеру Рубену Эстлунду за "Квадрат".
Гран-при жюри под всеобщие овации и рыдания получила картина француза Робена Кампийо "120 ударов в минуту" - душераздирающая гей-драма про эпидемию ВИЧ в 90-е годы. Совсем другое настроение в зале царило, когда вручали приз за лучшую режиссуру. Громкий свист раздался, когда стало известно, что эту награду получила София Коппола за фильм "Роковое искушение" - неоднозначно принятый на фестивале ремейк триллера Дона Сигела "Обманутый" (1971). Приз за сценарий разделили два фаворита Канн - "Убийство священного оленя" грека Йоргоса Лантимоса и "Ты никогда здесь не был" шотландки Линн Рэмси. Фильму Рэмси также выписали приз за лучшую мужскую роль - его получил американский актер Хоакин Феникс. Лучшей актрисой признали Диану Крюгер за роль в фильме Фатиха Акина "Из ниоткуда". Также Канны отдали должное еще одной актрисе - спецприз жюри в честь 70-летнего юбилея Каннского фестиваля получила Николь Кидман, которая сыграла сразу в трех конкурсных фильмах. Напомним, ранее "Теснота" Кантемира Балагова в конкурсе "Особый взгляд" получила приз ФИПРЕССИ.
Интересно сравнить итоговые результаты с прогнозами. Наиболее верными претендентами на "золото" большинство мировых изданий называли картину "Ты никогда здесь не был" Линн Рэмси, "120 ударов в минуту" француза Робена Кампийо и "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Высоко оценивали нашу актерскую школу: из трех лидирующих актрис две из России - Василина Маковцева в "Кроткой" и Марьяна Спивак в "Нелюбви"; победившая Диана Крюгер лишь замыкала тройку. Ясно, что совершен важный рывок. Многие годы подряд мы с тревогой следили, проскользнем на этот раз в фестивальные программы или снова облом? Сейчас реноме восстановлено: три картины, так или иначе связанные с Россией, - в числе сильнейших, такого не бывало в новейшей истории фестиваля. О нашем кино снова заговорили с интересом и уважением, и это приятно.
Что важно: к каннским завсегдатаям Звягинцеву и Лознице добавился дебютант Кантемир Балагов из Кабардино-Балкарии. Регион, прежде не замеченный в достижениях в области кино, благодаря усилиям Александра Сокурова и его мастерской стал одним из ярких открытий Канн. Это значит, что кинопроизводство перестает быть уделом Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, в процесс включаются национальные республики.
На фоне мирового кино три наших фильма в числе лучших - это ли не повод для национальной гордости, о которой мы столько толкуем? Но уже раздаются возмущенные голоса тех, кто картин еще не видел, зато видит в искусстве только орудие пропаганды: мол, почему это мировые фестивали предпочитают только нашу "чернуху"?! Кино как исследование, как размышление почему-то вызывает у иных тревогу: мол, а как мы выглядим со стороны! Успокоим их: фестивали не ищут специфически русскую "чернуху", они собирают проблемное кино со всего мира. Мы здесь смотрели фильмы из Франции, Англии, Ирана, Швеции, Румынии, Кореи, и ни разу нам не делали лучезарно и безмятежно: повсюду герои бедствуют, мучаются, борются за свои права, и гуманистическое искусство им в помощь. И никому из зрителей не приходит в голову распространять показанную им историю на всю многообразную жизнь Франции, Англии, Швеции или Румынии. Иначе мир давно бы уже полагал, что вся Россия - это только герои "Ревизора", "Мертвых душ" и города Глупова. Искусство работает по иным законам, и мир интересуют истории, способные отозваться в личном опыте хоть россиянина, хоть американца, хоть француза. Истории общечеловеческого звучания.