Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека;
Тамара Морщакова, председатель Постоянной комиссии Совета по гражданскому участию в правовой реформе;
Андрей Бабушкин, председатель Постоянной комиссии Совета по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений;
Илья Шаблинский, председатель Постоянной комиссии по избирательным правам.
СПЧ не первый раз предлагает объявление амнистии, напомнил Михаил Федотов. Уже трижды подобные инициативы были поддержаны президентом, а затем объявлены Госдумой. Последняя амнистия, приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошла в 2015 году. "В нашей стране, амнистии проводятся примерно один раз в два или в три года, - напомнил председатель СПЧ. - Мы считаем, что в этом году есть все основания для того, чтобы объявить амнистию, поскольку есть достойный повод, это 100-летие Революции 1917 года в России. Любая амнистия, это проявление гуманизма, проявление добросердечия, человеколюбия. И в этом смысле, с учетом прошедших ста лет, наверное, человеколюбие, это то, чего нам больше всего не хватало". Как и предполагалось ранее, проект предполагает элемент уголовной и административной амнистии.
На сегодняшний день в стране насчитывается 614 тысяч человек, осужденных к лишению свободы и содержащихся под стражей до суда, рассказал Андрей Бабушкин. "Казалось бы, это хорошая цифра - исторический минимум численности заключенных, по крайней мере, за последние 30 лет, - констатировал правозащитник. - Я хочу напомнить, что еще на рубеже веков, на рубеже тысячелетия, мы находились после США на втором месте в мире по количеству заключенных на 100 тысяч жителей. И численность заключенных в нашей стране приближалась к одному миллиону человек. В начале этого года численность заключенных составляла 640 тысяч человек. Сегодня мы видим положительную постоянную тенденцию снижения численности тюремного населения, при том, что в целом процессы снижения населения страны удалось приостановить".
Но радоваться, по словам председателя Постоянной комиссии Совета по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений, пока рано. Следственные изоляторы центральных городов России по-прежнему переполнены. "Мы приходим в камеры на 8 мест (при том, что на человека предусматривается 4 квадратных метра санитарной площади), и можем обнаружить сегодня и 12 человек, и 15 человек, и, к сожалению, даже 20. Это чаще всего не зависит от позиции тюремной администрации, - рассказал Андрей Бабушкин. - Это связано с тем, что действуют правила раздельного содержания заключенных, например, у которых идут преступления средней степени тяжести, и ранее несудимых. Если их 20 человек, и на них выделена всего одна камера, сколько бы там не было мест, к сожалению, они все будут помещены в эту камеру".
Амнистия могла бы снизить количество заключенных. Уголовная составляющая амнистии должна коснуться, в первую очередь, преступлений ненасильственного характера. Что же до административной, то она может затронуть в первую очередь "штрафников". По словам Ильи Шаблинского, в отличие от уголовной амнистии, административная должна распространяться на миллионы человек. "Точная цифра, наверное, сейчас не может быть названа, но это от трех до шести миллионов человек, которые привлекались за последнее время к административной ответственности, - пояснил председатель Постоянной комиссии по избирательным правам. - В отношении этих людей такая амнистия будет гуманным актом, государство откажется от их преследования в административном порядке. Мы полагаем, что в постановлении об амнистии может быть детально регламентировано, какие категории дел подпадают под эту амнистию. В частности, я все-таки думаю, что и те дела, по которым решения были вынесены не в судебном порядке, а в административном".
Амнистия позволит решить проблему совершенствования деятельности самой правоохранительной системы, которая не может быть эффективно реформирована в условиях такого объема тюремного населения, полагает Тамара Морщакова. "Задача реформирования этой системы, которая занимается обеспечением отбывания наказания, связанного с лишением свободы, решается многие годы, но вряд ли можно ее действительно как-то продвинуть вперед без того, чтобы не содержать в местах лишения свободы тех, кто действительно не должен являться объектом воспитания внутри этой системы, - заявила председатель Постоянной комиссии Совета по гражданскому участию в правовой реформе.- Я абсолютно присоединяюсь к тезису о том, что амнистия, если делать это разумным образом, не снижает уровень безопасности в обществе. Это надо подчеркивать, потому что всегда у людей возникает неверное мнение, что на волю, на свободу выйдут опасные преступники". Амнистия может происходить в очень разных формах, напоминают правозащитники. Это сокращение сроков наказания, освобождение от дополнительных обязанностей, снятие судимости или административного надзора. В ходе амнистии могут учитываться особенности групп лиц, которые в обществе принято считать менее социально защищенными: пенсионеры, женщины, несовершеннолетние и те, кто нуждается в лечении.