Напомним, сегодня утром Северная Корея произвела запуск баллистической ракеты, которая пролетела в течение шести минут около 450 км и упала в воды Восточного (Японского) моря. По предварительным оценкам, была запущена одна из разновидностей ракет SCUD. Вчера СМИ Северной Кореи сообщили об успешном испытании нового комплекса ПВО КНДР, оснащенного управляемыми ракетами. Кроме того, 14 и 21 мая запустила две баллистические ракеты - "Хвасон-12”, которая способна долетать до американских военных баз на Гуаме, и "Пуккыксон-2” с радиусом действия до 2000 км. Таким образом после победы 9 мая на президентских выборах в Южной Корее Мун Чжэ Ина КНДР менее чем за три недели произвела четыре ракетных запуска.
Свой анализ южнокорейские военные эксперты начали с сегодняшнего запуска, где, как выяснилось, несмотря на предварительную кажущуюся очевидность хватает спорных моментов. Как уточнили в министерстве обороны Республики Корея, запуск сегодня был произведен в 5 часов 39 минут утра из окрестностей Вонсана, что на восточном побережье КНДР. Согласно уточненным данным, ракета пролетела на восток около 450 км, поднявшись при этом на высоту 120 км. Запуск был осуществлен по оптимальной для дальности, а не по завышенной траектории, когда угол полета "задирают", чтобы она слишком далеко не улетела. Отметим, что именно с завышенным углом КНДР запустила недавно "Хвасон-12", которая поднялась на высоту более двух тысяч километров.
Однако, как признали в южнокорейском минобороны, они до сих пор не могут сказать, сколько именно ракет сегодня запустила КНДР. "К настоящему времени очевидно, что была запущена как минимум одна ракета, но уточнить количество мы сможем позже", - заявил журналистам начальник Отдела по связям с общественностью и СМИ Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил РК Но Чжэ Чхон.
По просочившимся в прессу сведениям, траектория полета ракеты была необычной и выглядела "нестабильной" и "размытой". В этой связи возникли спекуляции, что КНДР на самом деле запустила одновременно или с минимальной разницей сразу несколько ракет, что и стало причиной для "размытой траектории". Именно такой групповой запуск ракет SCUD Северная Корея произвела 6 мая этого года. "Все эти предположения по поводу траектории в значительной степени связаны с вопросами по количеству запущенных ракет", - признал Но Чжэ Чхон, когда журналисты стали задавать наводящие вопросы и уточнять технические характеристики.
Нет окончательной уверенности по поводу конкретного типа испытанной ракеты. Пока, согласно версии южнокорейских и американских военных, была запущена "система, схожая со SCUD-C". Однако в Сеуле не исключают, что была испытана какая-то новая модификация SCUD, с которыми в последнее время КНДР также активно экспериментирует.
Ряд экспертов указали и на другие необычные моменты, которые говорят против того, что была запущена "обычная" SCUD-C. Дело в том, что с полигона у Вонсана КНДР обычно запускает новые типы ракет, которые еще находятся на стадии доработки. Площадка там приспособлена для различных нештатных ситуаций, включая возможные взрывы на старте, что неизбежно происходит при "доводке до ума" новых еще потенциально нестабильных комплексов. SCUD-C же очень хорошо известная и многократно проверенная ракета, которую доказала свою безопасность, а потому не было необходимости запускать её из Вонсана, а можно было это сделать из любой точки КНДР.
Южнокорейцы отметили, что вывод по схожести со SCUD-C был сделан на основе дальности, высоты и длительности полета. Не исключено, что КНДР на самом деле испытывает какую-то новую ракету или, как уже говорилось, создает новую модификацию того же SCUD. "Необходимо уточнить высоту полета, но исходя из времени работы системы в шесть минут, то очевидно, что это ракета малой дальности”, - отметил профессор сеульского Аэрокосмического университета Чан Ён Гон, признав, что КНДР могла и "преподнести сюрприз” в виде создания новой модификации ракеты.
Далее военные эксперты Южной Кореи предоставили дополнительную информацию по поводу испытаний комплекса ПВО, оснащаемого ракетами класса "земля-воздух”. Информацию об этом, включая фотографии, вчера предоставили и СМИ КНДР, заявив, что за стартом наблюдал лично лидер Страны чучхе Ким Чен Ын.
Как пояснили в Сеуле, испытания системы ПВО КНДР произвела в субботу 27 мая, а СМИ сообщили на следующий день. Военные Юга достаточно быстро получили информацию об этом. Они подтвердили, что КНДР действительно испытала новую систему ПВО с управляемыми ракетами класса "земля-воздух". Почти точно речь идет о комплексах, которые на Западе известны под аббревиатурой KN-06, а в Северной Корее их называют "Понгэ-5”. Это северокорейский аналог российских систем С-300 или китайских FT-2000. КНДР впервые показала их миру на военном параде в октябре 2010 , а также совсем недавно также на параде в честь 105-летия Ким Ир Сена 15 апреля 2017 г. Некоторые KN-06 называют еще "северокорейским Patriot", хотя сравнение не совсем корректно. Сами испытания проходили в местечке Сондон провинции Южная Хамгён КНДР. Именно там KN-06 КНДР испытала в апреле прошлого года.
Эта система использует принцип "холодного” или "минометного” старта, когда ракета сначала выбрасывается из стартового контейнера сжатым воздухом на определенную высоту, а только потом у самой ракеты включаются двигатели.
По оценкам Сеула, дальность работы KN-06 составляет около 150 км. Она предназначена для поражения самолетов, беспилотных летательных аппаратов и прочих летающих объектов противника. Ранее в Южной Корее считали, что этот комплекс ПРО КНДР не способен поражать ракеты, выполняя и функции ПРО, но теперь не исключают, что Пхеньян смог улучшить работу комплексов и они теперь могут и перехватывать ракеты, а также "умные боеприпасы" противника. "На показанных Северной Кореей фотографиях пораженных мишеней в отличие от аналогичных материалов апреля прошлого года видно облако взрыва, однако необходим дополнительный анализ, чтобы с точностью сказать, могут ли KN-06 перехватывать ракеты", - отметил старший научный сотрудник южнокорейской организации Форум военной обороны и безопасности Кореи Син Чжон Ун, не исключив, что КНДР могла добиться успехов и по части придания KN-06 и противоракетных функций.
Анализируя четыре последних ракетных запуска - "Хвасон-12", "Пуккыксон-2", KN-06 и, предположительно, "что-то типа SCUD-C”, в Южной Корее отметили, что они имеют совершенно разное применение и, следственно, адресованы разным странам.
Очевидно, что "Хвасон-12” и "Пуккыксон-2” с их дальностью в 4500 и 2000 км соответственно являются угрозой и своего рода "посланием” от Пхеньяна именно Вашингтону, а также Японии. КНДР дала понять, что часть ранее считавшихся недосягаемыми для ракет Севера ключевых баз США в регионе теперь находятся под угрозой удара. Речь в первую очередь о военных объектах на Гуаме, до которых теперь могут долетать "Хвасон-12”. "Пуккыксон-2” - это в основном "привет” военным базам США в Японии, а также непосредственно японцам.
А вот запущенная сегодня SCUD-C (или новая ракета) - это уже угроза Южной Корее и объектам США на Корейском полуострове, так как данные ракеты с радиусом действия в 400-500 км не могут добивать до Страны восходящего солнца.
Особняком стоят комплексы KN-06, которые являются принципиально иным видом оружия, нежели описанные выше баллистические ракеты. KN-06 уже представляют угрозу для ВВС США и Южной Кореи, тогда как ранее считалось, что у Северной Кореи нет современных комплексов ПВО. Однако, учитывая приказ Ким Чен Ына запустить системы в массовое производство и оснастить ими войска, то ВВС противникам Северной Кореи (в первую очередь это США, Япония и Южная Корея) теперь будут сложнее надеяться на спокойные полеты в случае войны. "Новые комплексы KN-06 являются наиболее опасными из всех имеющихся у КНДР систем ПВО, помимо которых у Севера есть еще SA-2, SA-3 и SA-5", - отмечает информагентство "Ёнхап". Отмечено также, что возможно испытания KN-06 - это реакция Пхеньяна на размещение у берегов Кореи двух авианосных группировок США, главную ударную силу которых составляют находящиеся на авианосцах самолеты.
"Большинство ракетных запусков Северной Кореи являются предупреждением в первую очередь для США. Однако всего лишь за 20 дней после появления в Южной Корее правительства президента Мун Чжэ Ина проведено уже четыре запуска. А потому нельзя исключать, что эти старты в том числе адресованы и руководству в Сеуле”, - резюмировал общую ситуацию профессор южнокорейского Института проблем Дальнего Востока университета Кённам Чан Чхор Ун. Эксперт предположил, что, возможно, КНДР показывает Южной Корее, что не намерена отказываться от планов по развитию своих ракетных и ядерных программ, а также пытается создать определенное превосходство перед Сеулом в случае межкорейских переговоров, вероятность которых с приходом к власти Мун Чжэ Ина существенно возросла.