Для корректного раскрытия вопросов лечения и профилактики на циклах повышения квалификации в основе образовательных программ должны лежать прежде всего принципы доказательной медицины. Однако лишь разработки и опыт образовательного учреждения, собственный клинический опыт преподавателя, а также знание им медицинской этики и деонтологии позволяют рассматривать эти вопросы с ориентацией на практику.
Начиная с 2013 года Минздрав России внедряет систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО и ФМО). В ее рамках в обучении врачей могут принимать участие некоммерческие профессиональные организации. Профессиональные сообщества инициируют или организуют различные конгрессы и конференции, проводят семинары и школы практического врача, участие в которых может засчитываться специалистам в качестве одного из видов образовательной активности. К сожалению, в отсутствие жесткого нормативного регулирования заставить какое-либо медицинское общество участвовать в образовательном процессе специалистов невозможно. А ведь именно оно может проверить, насколько актуально то или иное мероприятие, действительно ли оно имеет образовательный контент и реализуется специалистами соответствующего уровня.
Отдельного внимания заслуживает уровень самого общества. Должно ли это быть только всероссийское сообщество? Должно ли это быть общество, объединяющее врачей одной специальности? Кто и как может оценивать междисциплинарные мероприятия? Однако, несмотря на эти вопросы, ясно, что в современной России некоммерческие профессиональные организации наряду с образовательными учреждениями становятся важнейшими участниками образовательного процесса.
Для совершенствования знаний и умений врачей может быть успешно использован еще один ресурс - образовательная активность производителей фармпрепаратов и медицинского оборудования. Обладая мощным потенциалом, крупные компании уже давно играют важную роль в формировании представлений практических врачей о применении тех или иных методик, особенно инновационных, использовании определенных групп лекарств. Возможно и более широкое участие фарминдустрии в поддержке образовательных мероприятий. Однако необходимы четко прописанные условия привлечения фармацевтических компаний и разграничения мероприятий, носящих образовательный характер, и любых промоционных активностей. Разумеется, в рамках образовательных мероприятий системы НМО не должно быть рекламы препаратов или методов лечения. Каждый лектор перед выступлением должен заявить о наличии или отсутствии конфликта интересов, а его лекция не может быть посвящена лишь одному какому-то препарату. При этом в рамках большого конгресса или научно-практической конференции, могут проводиться и мероприятия, подготовленные фармкомпаниями, но за их посещение не могут быть начислены баллы в рамках НМО. Если говорить о финансовом участии фармацевтических компаний в реализации образовательных программ в рамках мероприятий НМО, то предпочтительной формой является пожертвование как форма привлечения средств, исключающая влияние жертвователя на их использование.
В организации дополнительного профессионального образования участвуют не только государственные медицинские вузы. Переподготовку и повышение квалификации врачей проводят и научно-исследовательские институты, научно-практические центры, учреждения здравоохранения, а также множество различных частных организаций, получивших соответствующую лицензию в территориальном органе управления образованием. К сожалению, значительная часть из них не имеет в штате не только преподавателей, но и специалистов с медицинским образованием. Знание и выполнение такими организациями норм взаимодействия с представителями бизнеса крайне сомнительно.
Может ли участие в образовательных мероприятиях, обязательных в рамках НМО врача, быть платным? На мой взгляд, может. Так же как сейчас существует обучение по дополнительным профессиональным программам на договорной основе. Только при этом у специалиста должна быть возможность получить бесплатно минимум информации на циклах повышения квалификации в государственных вузах, в виде электронных модулей на портале НМО, а также в рамках мероприятий, организованных минздравом или территориальными органами здравоохранения. Но врачу могут быть интересны и мероприятия, для проведения которых требуется привлечение значительных средств. Чем большая часть их стоимости будет оплачена самим специалистом, тем меньше рекламной информации будет на них представлено. Такое мероприятие может быть проведено и полностью на средства индустрии, если есть четкое разделение образовательной и рекламной части. В таких случаях обязательным является раскрытие источников финансирования, а также предоставление информации о конфликте интересов каждого лектора. Возможно также финансирование образовательного мероприятия непосредственно самой некоммерческой профессиональной организацией за счет взносов ее членов. В таких случаях врачи, состоящие в обществе, могут посещать их бесплатно. Сейчас этот механизм активно обсуждается на различных профессиональных площадках.
Внедрение систем НМО и ФМО потребовало разработки информационной системы планирования и учета образовательной активности обучающихся. Такой системой стал портал непрерывного медицинского образования минздрава edu.rosminzdrav.ru. С недавнего времени реализована система оценки специалистом освоенной программы или посещенного мероприятия. Пройдя обучение, врач может либо оставить краткий отзыв, либо заполнить развернутую анкету. В ней предусмотрен отдельный вопрос, касающийся рекламы. Сформированные отчеты позволят выявить образовательные или иные организации, чьи программы или мероприятия, по мнению специалистов, не отвечают образовательным целям и носят рекламный характер.
Необходимость и важность участия индустрии в НМО не вызывает сомнений. Однако необходимо уточнить механизмы взаимодействия бизнеса с медицинским сообществом и образовательными организациями путем правового регулирования и посредством разработки соответствующих этических норм, способствующих прозрачности этих взаимоотношений.
Вячеслав Бурмистров, медицинский директор Евразийского региона компании "Санофи Россия":
- Концепция НМО является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в медицинском сообществе, это важный, можно даже сказать, исторический момент для всего здравоохранения нашей страны. Важно, что в систему НМО уже интегрируются инновационные технологии, возможно выстраивание персональных программ обучения в зависимости от профиля и потребностей конкретного специалиста. Компания "Санофи", будучи одним из лидеров фармацевтической отрасли России, разделяет и поддерживает введение этой новой формы повышения квалификации. Медицинская наука развивается невероятно быстрыми темпами. В старой системе координат, когда аттестация медработников происходила раз в пять лет, уровень квалификации специалиста мог сильно отставать от современных реалий, что, безусловно, сказывалось на качестве лечения. При этом, безусловно, для нас крайне важна и этическая сторона НМО. Мы убеждены, что независимость от коммерции сферы врачебного образования - это важнейший фактор поддержания высокого уровня профессионального обучения специалистов. Наша компания принимает участие во всех ключевых инициативах Ассоциации международных фармацевтических производителей, направленных на выработку оптимальных подходов в этом направлении. Мы и дальше будем работать вместе ради выполнения миссии компании - повышения доступа пациентов к инновационному лечению.
Мария Королева, медицинский директор компании "Сандоз":
- Поддержка фармкомпаниями научно-образовательных мероприятий, в том числе тех, за которые присваиваются баллы НМО, - вопрос очень актуальный и сложный. С одной стороны, у всех участников процесса есть понимание, что при организации НМО не должно быть никакого влияния фармкомпаний на содержание образовательных материалов и докладов, на выбор лекторов. С другой стороны, организационные и логистические вопросы, вопросы формирования программы пока не урегулированы. Баллы НМО не могут начисляться за мероприятие, если оно включает в себя спонсируемые фармакомпаниями симпозиумы и лекции. Должно быть четко обозначено, что компания-спонсор не оказывает никакого влияния на часть программы, являющуюся НМО, несмотря на финансовую поддержку мероприятия в целом. Необходимо, чтобы организаторы мероприятий НМО четко декларировали в программе, какие лекции/заседания аккредитованы как НМО, а какие проводятся при поддержке фармкомпаний (например, "сателлитный симпозиум компании N"). В залах, где проходят мероприятия НМО, не должно быть рекламных материалов. Кроме того, организаторы должны учитывать, что местом проведения мероприятий не должны быть спа-отели, отели категории "люкс", развлекательные заведения; не допускаются развлечения - концерты, экскурсии и пр. В противном случае компании - члены AIPM не смогут поддерживать подобные мероприятия.
Кирилл Тверской, медицинский директор компании Pfizer в России:
- Вопрос этики является ключевым для повышения доверия врачей, пациентов, государства и общества к системе НМО. Обязательное публичное раскрытие финансовой информации о поддержке НМО всеми участниками способствует повышению доверия к обучающим программам. Компания Pfizer активно поддерживает медицинское образование во всем мире и следует строгим политикам и процедурам для исключения любых потенциальных конфликтов интересов. В частности, наша позиция предполагает поддержку НМО только путем предоставления независимых образовательных грантов. Мы поддерживаем инициативу Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций и Ассоциации международных фармацевтических производителей по публичному раскрытию информации о поддержке медицинских ассоциаций и работников здравоохранения.