Одна из проблем, которая приводит к частым поломкам лифтов, - отсутствие хорошо работающей нормативной базы. "Сейчас действует техрегламент Таможенного союза безопасности лифтов и система ГОСТов", - рассказывает вице-президент Национального лифтового союза НЛС Алексей Захаров. Он поясняет, что этих норм недостаточно для контроля и надзора за безопасностью лифтов. Дело в том, что регламент - это рамочный документ, который указывает только общие требования к безопасности лифтов. "В нем буквально две статьи касаются эксплуатации лифтов", - уточняет представитель союза. А ГОСТы не обязательны для применения, они носят добровольный характер.
Очевидно, что такие правила при работе с опасными механизмами дают не лучший эффект. Можно приводить много примеров непрофессионального подхода к обслуживанию лифтов. В январе 2016 года в жилом комплексе "Алые паруса" кабина лифта развалилась и упала в шахту, погибла женщина. Ростехнадзор признал, что причиной аварии стало невыполнение в полном объеме работ по техобслуживанию лифта в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя. А в январе 2017 года в городе Котельники погиб электромеханик, который занимался ремонтом лифта. Он упал в шахту и разбился.
Сегодня за безопасность лифта отвечает управляющая компания. Она обязана организовать правильную эксплуатацию, нанять квалифицированную компанию по обслуживанию подъемного устройства и ежегодно проводить техническое освидетельствование. Но по факту строгих требований к квалификации сотрудников, которые будут чинить и проверять лифт, сегодня нет.
Для ужесточения требований к мастерам Ростехнадзор разработал постановление правительства с правилами организации безопасного использования и содержания лифтов. В скором времени документ будет подписан, сообщили в Ростехнадзоре. "Остались считаные недели до его официального опубликования", - отметил Алексей Захаров.
Документ устанавливает требования к эксплуатации лифтов, наличию квалифицированного персонала. Так, специализированная организация, которую наняли для обслуживания лифта, должна иметь обученных сотрудников, обладать материально-технической базой - мастерской, в которой будут проводиться ремонтные работы. "Это поставит преграду, чтобы случайные, неподготовленные люди не смогли получить доступ к обслуживанию лифтов", - считает Алексей Захаров.
К сожалению, не во всех домах проблемы с лифтами можно решить, изменив правила их эксплуатации и требования к мастерам. Во многих случаях ситуация доведена до удручающего состояния. Лифты отключены, пользоваться ими опасно, людям приходится ходить пешком. В этом году минстрой назвал кредитование ускоренной замены лифтового оборудования в жилых домах приоритетным ведомственным проектом. В 2017 году планируется заменить 18 тысяч лифтов, 5 тысяч из них - в срочном порядке, по контрактам на ускоренную замену. В 2016 году было заменено 12,5 тысячи листов, а в 2015-м - 9,5 тысячи. До 2020 года заменить в России нужно более 80 тысяч лифтов.