30.05.2017 17:15
    Поделиться

    Что препятствует качественной подготовке водителей

    30 мая в медиацентре "Российской газеты" состоялся круглый стол на тему: "Право на права: факторы, препятствующие подготовке водителей и выдаче им водительских прав".

    В мероприятии приняли участие:

    Николай Виблый, начальник Управления международных соглашений Агентства автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ;

    Сергей Колеганов, заместитель начальника Центра ДПС МЧС России;

    Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол;

    Александр Лыткин, главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств;

    Вячеслав Максимычев, консультант "Объединенного научно методического центра".

    По словам Татьяны Шутылевой, в конце прошлой недели вступили в действие два приказа МВД по взаимодействию с автошколами, которые "удивили, поразили и огорчили" своим содержанием.

    "Норма, которую мы ждали, за которую мы боролись, что если у школ все соответствует требованиям приема экзаменов по теории и первоначальные навыки управления транспортным средством на площадке, то экзамены проводятся на базе этой школы, в проекте приказа вплоть до отправки на государственную регистрацию там была. В итоговом вышедшем документе эта фраза отсутствует, - поделилась Татьяна Шутылева. - То есть в соответствии с первым приказом определения соответствия, мы можем сделать все: подготовить класс, оборудовать машины, площадки привести в полное соответствие. По второму приказу написать заявление: приходите к нам принимать экзамены. И здесь уже все будет зависеть от вашего ГАИ на местах. Потому что четкого регулирования, почему он пойдет в эту школу или в эту, на сегодняшний день нет. ГАИ сама примет решение, основываясь на непонятно каких факторах выбора той школы, куда они пойдут или куда они не пойдут. Поэтому даже то заключение, которое вам выдадут на основании приказа №32, что вы соответствуете, оно у вас будет висеть в красивой рамке на информационном стенде, это не гарантия того, что в вашей автошколе будет вестись прием экзаменов. Это, безусловно, проблема, и, конечно, эти нормы нас не устраивают".

    По словам эксперта, 80% экзаменов в стране принимаются на базе образовательных организаций. Именно автошколы взяли на себя практически всю финансовую нагрузку, и организовали новые теоретические классы, новые видеорегистраторы, новые упражнения, ограждения и т.д. При этом одной из главных проблем эксперты видят недобросовестную конкуренцию. "Это выражается в демпинге цен, в невыполнении программ, - уточнила Татьяна Шутылева. - Изучая рынок, мы увидели цены по регионам, начиная от 5, 7, 8 тысяч, это нонсенс, потому что эта цена ниже себестоимости реализации программ в разы. Говорить о том, что в таких организациях выполняются программы, соблюдаются требования невозможно. Деятельность идет с грубым нарушением законодательства, при этом делается это все открыто, без стеснения на сайтах. И нет никакой реакции контролирующих органов, надзорных органов. А у нас с вами есть и ГАИ, и Рособрнадзор, лицензирующий контроль, у нас есть и органы прокуратуры, и ФАС. Но мы не видим реакции в поддержке нормальных организаций, которые обучают, потому что на рынке массово присутствуют организации недобросовестные".

    Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств Александр Лыткин обратил внимание на несоответствие нормативно-правовой базы жизненным реалиям. "Все наши диалоги и дискуссии за последние полтора, два года практически начинались с того, что вышел или планируется какой-то документ, там такие-то и такие-то правовые дыры, которые вообще не заполнены ничем, где нарушаются права и свободы граждан, где нарушаются законы и интересы юрлиц, - заявил эксперт. - С каждым выходом такого норматива мы видим, что это не лезет либо в какие-то законодательные нормы, либо явно им противоречат. Но при этом Минюст почему-то все это регистрирует. Причем регистрирует практически в последний день, потому что есть определенная процедура регистрации этих документов".

    По поручениям президента и премьер-министра о том, чтобы повысить уровень водителей, которые работают по найму, сейчас готовится законопроект, рассказал Николай Виблый. "Планируется, что водители будут проходить повышение квалификации. В том числе периодическое планируется, не реже одного раза в пять лет, - уточнил начальник Управления международных соглашений Агентства автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ. - Смогут работать только после того, как получат соответствующий документ, либо какое-то подтверждение того, что они прошли такое обучение. Вопросов по законопроекту достаточно много ввиду того, что есть определенная дополнительная нагрузка. Вместе с тем безопасность наших граждан, которая зависит, в том числе от качества оказанной услуги по перевозке, важнее, нежели какие-то коммерческие составляющие. В связи с этим проводится достаточно большая работа с соответствующими ведомствами, обсуждается с общественностью. Проводился координационный совет в Минтрансе. Пока конкретного документа нет, есть только ряд проектов".

    Поделиться