По результатам 2016 года, доля сберегаемых доходов россиян составила 11,2%. Тенденция к снижению доли сбережений характерна в посткризисные периоды, когда появляется уверенность в завтрашнем дне, а также повышается доступность кредитных ресурсов.
При этом по итогам апреля 2017 года Росстат представил данные о падении реальных располагаемых доходов граждан России на 7,6%, что вполне может явиться подтверждением вынужденного увеличения текущего потребления в структуре расходов. В то же время наблюдается незначительный, но все-таки рост кредитного портфеля банков в розничном кредитовании физических лиц, которое составило за первый квартал 2017 года 64 миллиарда рублей. Явно меньше сокращение за тот же период средств населения в банках.
С точки зрения поддержания совокупного потребительского спроса в экономике, данная тенденция все-таки позволяет рассчитывать на краткосрочную стабилизацию экономики. Однако в долгосрочной перспективе рост становится все менее вероятен, так как сбережения населения во многих странах - один из мощнейших ресурсов устойчивого развития экономики, если они, конечно, правильно мобилизованы.
В Америке традиционно низкий уровень сбережений, который по итогам 2017 года составил 5,9%. Это существенно меньше европейского уровня в 12%. В целом наш уровень сбережений не противоречит данным этих стран, но надо понимать, что эти развитые страны и не мечтают о темпах роста ВВП темпами, превышающими 3% годовых. Для России это слишком мало, чтобы оставаться удовлетворенной и рассчитывать на существенное повышение качества жизни.
Если взять страны с высокими темпами роста, например Китай, где доля сбережений оценивается выше уровня 30%, то текущий российский уровень сбережений в 11,2% представляется недостаточным для обеспечения потребности реального сектора в финансовых ресурсах.
Уровень сбережений иногда можно использовать в качестве характеристики восприятия риска населением. Даже в условиях высоких доходов в развитых экономиках периоды экономического роста совпадают с трендом на сокращение накоплений или низким уровнем сбережений граждан, либо домохозяйств в целом. Экономическая неопределенность либо кризис приводят к росту нормы сбережений, которые через определенное время в результате реинвестирования способствуют выходу экономики из кризиса. Таким образом, цикличность развития экономики связана с цикличностью смены наших настроений в части выбора между текущим потреблением или накоплению на "черный день". Именно эту закономерность научно обосновал экономист Кейнс, разработав теорию, вошедшую в историю под наименование кейнсианство. Суть теории заключается в том, что государство не должно ждать дна кризиса и полного обнищания граждан, а может, увеличив государственные расходы, заместить текущее снижение потребительского спроса в начальной фазе кризиса, обеспечив существенно более быстрое восстановление. И теперь всегда в периоды сложной экономической ситуации мы обречены возвращаться к высказыванию Ричарда Никсона "Сегодня мы все - кейнсианцы", как к синониму необходимости эффективного государственного участия в рыночной экономике для общественной пользы.
Снижение объема средств населения в банках по итогам первого квартала 2017 года тревожный сигнал, который вполне может отражать неизбежный рост доли расходов на текущее потребление и услуги в доходах большинства россиян. На фоне сокращающегося в последние годы розничного товарооборота уменьшение доли сбережений, если эта тенденция, конечно, продолжится, может стать сигналом затяжного циклического кризиса, когда слабый экономический рост будет сменяться спадом.
На сегодняшний день весьма вероятна умеренная положительная динамика объема средств населения в банках. Снижение ставок по банковским депозитам на фоне многочисленных прогнозов о скором ослаблении рубля никак не могут быть поводом для ожидания роста объема средств населения в банках и доли сбережений в доходах. Более того, ожидаемое ослабление рубля способно более явно сместить предпочтения граждан к накоплениям в наличной иностранной валюте. Все это может крайне негативно отразиться на процессе восстановления экономической активности.