30.05.2017 18:10
    Поделиться

    Пиотровский: Как Эрмитаж и Версаль президентов с русским царем знакомили

    Михаил Пиотровский: Как Эрмитаж и Версаль двух президентов с русским царем знакомили
    Выставку в Версале, посвященную 300-летию пребывания Петра Первого во Франции, открыли при участии Владимира Путина и Эмманюэля Макрона. Помогли ли более 180 уникальных экспонатов из коллекций Эрмитажа диалогу на высшем уровне? На этот вопрос "РГ" отвечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

    - Мы готовили выставку давно и, не скрою, имели в виду некие политические моменты для полезного диалога между двумя странами, но не более того.

    Однако то, что произошло в Версале, на деле доказало, что культура в принципе стоит выше политики. Культура - это надежнейший мост. Когда мостов много, создается впечатление, что по всем идет бесперебойное движение. Но когда один за другим они начинают рушиться, то культура становится последним, который остается.

    В то время, как на Западе упорно создается негативный образ России, сохраняются санкции, наша страна открывает выставку как свидетельство исторических, эмоционально насыщенных связей между Россией и Францией.

    То было второе путешествие Петра в Европу. Мы знаем о первом - в Голландию, его влюбленность в эту страну. Здесь же - влюбленность во Францию, французов, которые произвели на него сильное впечатление. Вместе с нашими дипломатами, вместе с парижанами мы хотели напомнить те события, и, надо сказать, попали в точку, когда после долгих разговоров было решено, что местом выставки будет Версаль, а точнее, дворец Большой Трианон, где останавливался Петр, где спустя эпохи любил жить генерал Шарль де Голль.

    Экспозицию мы делали вместе с французами, в ней прослеживаются две линии. Во французской рассказывается о любознательности Петра, об интересе, который он проявлял ко всему в другой стране. Это и встреча с семилетним Людовиком XV, и с регентом герцогом Орлеанским Филиппом II, это и приобретение разнообразных инструментов. Нам было важно показать эволюцию Петра. В первое путешествие в Голландию отправлялся молодой самодержец, который хотел все изучить, и говорил, что российскому престолу он предпочел бы адмиральскую должность в английском флоте.

    Петр, приехавший же через двадцать лет во Францию, это Петр после Полтавы. Осознанный, серьезный реформатор, много сделавший для России, привыкший заниматься большой политикой. Он начинает воспринимать и впитывать культуру, ту самую, которую с тех пор все так полюбили. Вдруг оказывается, что этот, до недавнего времени, аскет по возвращении из Франции начинает шить изящные костюмы с претензией на изысканность. Он изучает дворцы. Уже построен Петербург, но император ищет образцы для загородных дворцов, приобретает книги по архитектуре, в частности, Версаля, Марли. После этого строит Петергоф и Стрельну, которая, кстати, в наше время была восстановлена как президентская резиденция.

    Россия открывает выставку как свидетельство исторических, эмоционально насыщенных связей между Россией и Францией

    Знаете, и это очень важно, на открытии выставки в Большом Трианоне Владимир Путин и его французский коллега не просто переходили из одного зала в другой, слушая разъяснения экскурсоводов, они разговаривали о России. В частности, о том, как выбирались образцы дворцов. Среди экспонатов есть карандашик, точно такой, которым Петр, путешествуя по Франции, постоянно делал зарисовки в блокнот. Он придумывал свои дворцы. Покупал горы книг, посетил монетный двор, мануфактуру Гобеленов, где ему подарили огромных размеров тканые картины. Потом, как мы знаем, Петр основал шпалерную мануфактуру в Петербурге.

    Выставка так составлена, что президенты могли обмениваться мнениями по поводу объединяющих сюжетов. Все время был оживленный диалог между Владимиром Путиным и Эмманюэлем Макроном, особенно у полотна с изображением Полтавской битвы, разговор шел о русских победах, о политической обстановке тех времен.

    Знаю по своему опыту, что прогулка политических деятелей по Эрмитажу дает возможность обсудить важные темы в историческом контексте и перспективе.

    Много говорилось о реставрации. В Версале не все еще приведено в порядок, у нас же в Эрмитаже накоплен особый опыт, и наш президент о нем специально упомянул. Как часто культура творит свое великое дело, приходит на помощь политикам, которым так непросто начинать отложенный диалог.

    Каков результат? Я абсолютно уверен в том, что между президентами Франции и России установился человеческий контакт. Знаете, у меня опыт музейный, и всегда видно, возник он между политиками или нет. В данном случае у меня нет сомнений. И нам приятно: не зря потрудились, сделали выставку, которая, надеюсь, будет успешной и полезной. Хороший мост получился: Версаль - Эрмитаж.

    Поделиться