30.05.2017 11:25
    Поделиться

    В Орле разразился скандал с муниципальным жильем

    К правоохранителям обратились депутаты Орловского горсовета, ранее поручившие аудиторам оценить эффективность управления муниципальным жилым фондом. Десять лет назад Орел уже сотрясали скандалы. Тогда ревизия показала, что в городе нет достоверного учета. Служебное жилье давали даже людям, не имевшим отношения к мэрии. Некоторые получили по несколько квартир.

    Замки заржавели

    Новая проверка продемонстрировала, что ничего не изменилось. Администрация делегировала полномочия по управлению жильем казенному учреждению "Управление коммунальным хозяйством" ("УКХ"). Аудиторы пришли к выводу о том, что оно не обладает достоверной информацией о количестве жилья, в том числе того, которое сдается по договорам социального найма.

    - На момент проверки из 10339 муниципальных жилых помещений договоры соцнайма были заключены только на 2452, - пояснила председатель городской КСП Татьяна Успенская. - Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за наем администрацией города не разработан.

    За два года задолженность по плате за наем увеличилась в семь раз, а количество должников - в 3,8 раза. К моменту завершения аудита долг в сумме 8,3 миллиона рублей числился за 1163 нанимателями. Обнаружено также множество пустующих квартир, в которые годами никто не заходит.

    - В ходе проверки было выявлено 50 муниципальных квартир, где никто не живет, - продолжает Татьяна Успенская. - От многих квартир у работников учреждения просто нет ключей.

    "Указанные действия должностных лиц свидетельствуют о наличии признаков коррупции, а отсутствие ключей от жилых помещений нарушает права и законные интересы муниципального образования "Город Орел" и причиняет ему ущерб", - говорится в отчете КСП. Также установлено, что на 65 квартир, или 84 процента всего служебного жилья, не зарегистрировано право оперативного управления.

    - Отсутствие госрегистрации и соответствующего обременения приводит к риску утраты муниципального жилья в случае его приватизации, - уточнила Татьяна Успенская. - Основанием может послужить удовлетворение судом иска гражданина о снятии с занимаемой им квартиры статуса служебной.

    Истец добивается, чтобы мэрия заключила с ним договор социального найма. Прожив в служебной квартире три года, он получает право на ее приватизацию. Помешать уводу жилья в частные руки может лишь регистрация права оперативного управления. В 2006 году правительство страны утвердило "Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду", содержащие требование, чтобы власти на местах такое право регистрировали. Но в Орле делать это почему-то не спешат. Как результат - в прошлом году одна из служебных квартир была приватизирована. В КСП говорят и об использовании жилья не по назначению - 13 из 29 служебных квартир достались людям, не работающим в муниципалитете.

    - Из-за несогласованности действий структурных подразделений учет жилья специализированного фонда ведется не в полном объеме, - отмечает Татьяна Успенская. - Информация в ряде случаев недостоверна и противоречива. В частности, отсутствуют данные об общей площади квартир. Это приводит к потерям бюджета. Размер платы за наем муниципального жилья должен рассчитываться исходя из общей площади. Однако на практике плату начисляют за жилую площадь. Да и взимают ее плохо. Задолженность растет, а санкции к должникам, по версии КСП, не применяют, пени не начисляют.

    Сослались на ордер

    В администрации Орла обвинения отвергают. По словам начальника жилищного отдела Ольги Садовниковой, рост задолженности за наем жилья связан с увеличением базовой платы. Нанимателям высылают уведомления, сотрудники проводят поквартирные обходы. Однако в мэрии не объяснили, почему о повышении платы рассказывают так долго. Ведь задолженность растет с января 2015 года.

    - При наличии уважительных причин возникновения долга с нанимателями заключаются соглашения о рассрочке платежей, - заверила Ольга Садовникова. - В иных случаях подаются иски в суд.

    По ее словам, пустующие квартиры в основном освободились после смерти проживавших в них одиноких горожан. В большинстве случаев это комнаты в коммуналках. Они нуждаются в капитальном ремонте. Но средств не хватает. При верстке бюджета такие расходы не учитывают. Поэтому чиновникам приходится просить деньги на ремонт у горсовета.

    Помешать уводу жилья в частные руки может лишь регистрация права оперативного управления

    - Например, в этом году планируется отремонтировать четыре однокомнатные квартиры и три комнаты в общежитиях, после чего они будут переданы гражданам, выигравшим суды, либо переведены в маневренный жилищный фонд, - сообщила Ольга Садовникова. - Если капитальный ремонт провести невозможно, помещение переводится в разряд нежилого.

    Объяснила она и причину разницы между учтенным в реестре жильем и количеством заключенных договоров социального найма. По ее словам, до 2005 года вселение проводилось на основании ордеров. Они не утратили юридической силы. Поэтому с нанимателями заключают договоры лишь по их собственному желанию.

    Но и тут не обошлось без скандала. Региональное управление ФАС возбудило дело в отношении МКУ "УКХ". В 2011 году казенное учреждение отдало функции по начислению и сбору платы за наем одному из местных ООО. Оно стало посредником и забирает себе процент от сборов. То есть казна недосчитывается части средств.

    - Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы от использования муниципального имущества подлежат обязательному зачислению в местный бюджет по нормативу 100 процентов, - сообщила замруководителя УФАС Ирина Солдатенкова. - Это касается и платы за наем муниципального жилья, которая является неналоговым доходом бюджета города. Данное требование невыполнимо, если посредник забирает часть выручки. Антимонопольная служба не стала сразу "закручивать гайки". Сначала в мэрию направили предупреждение с требованием вернуть МКУ "УКХ" функции по начислению платы. И только когда чиновники отказались, завели антимонопольное дело.

    - Возможность передачи полномочий бюджетного администратора иным лицам действующим законодательством не предусмотрена, - пояснила Ирина Солдатенкова. - Несмотря на это, договор между МКУ "УКХ" и коммерческой организацией ежегодно пролонгируется.

    Чиновники оперативно заменили посредника - место ООО занял ИП. Из-за этого антимонопольщикам пришлось приостановить рассмотрение дела. Возможно, придется его закрыть и открывать новое. В мэрии же говорят, что решение УФАС может быть обжаловано в арбитраже, если оно муниципалитет не устроит.

    Хата с краю

    У депутатов возникли претензии и к использованию жилья маневренного фонда. Эти небольшие квартиры находятся в муниципальном доме. Вселяют в них временно - людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к примеру погорельцев. Но используют и в других целях. Например, 23 квартиры дали детям-сиротам и жильцам расселяемых аварийных домов. И это тоже вызвало вопросы. По закону власти обязаны предоставлять детям-сиротам отдельное благоустроенное жилье в многоквартирных домах. Маневренный фонд для этого не предназначен. Переселенцев из аварийных домов тоже должны обеспечивать постоянным жильем, а не "времянками".

    - Мы неоднократно поднимали вопрос о наведении порядка в служебном жилищном и маневренном фондах, - рассказал спикер горсовета, мэр Орла Василий Новиков. - Необходимо провести инвентаризацию. Отсутствие достоверной информации недопустимо, это приводит к потерям городской казны, к примеру, от платы за наем.

    Депутаты не просто призвали чиновников устранить многолетние нарушения, но и приняли постановление. В нем официально отмечен "недостаточный контроль за муниципальным жилым фондом, отсутствие учета и технических паспортов на ряд квартир, а также сведений об их техническом состоянии". Такой документ необходим для того, чтобы позже чиновники не могли сослаться на незнание - дескать, мы и не подозревали, что все так серьезно.

    К слову, экс-руководитель МКУ "УКХ" уже находится под следствием, а проблему "отсутствующих ключей" внимательно изучает прокуратура региона.

    Поделиться