Речь идет о поправках в ряд законодательных актов, в том числе в закон "Об охране окружающей среды". Новый документ призван защитить леса вокруг городов от действий недобросовестных предпринимателей и чиновников, незаконной вырубки и застройки, непродуманного перевода земель в другую категорию хозяйствования.
Закон предусматривает создание зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, где добыча древесины будет разрешена только в санитарных целях и только без использования токсичных химических препаратов.
Нарушителям правил вырубки грозят штрафы: пять тысяч рублей для граждан, 20-40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 250-500 тысяч рублей для юридических лиц. Нельзя будет возводить в рамках "зеленого щита" и объекты капитального строительства - за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, автомобильных дорог и других подобных элементов инфраструктуры.
Как считает эксперт федерального фонда "Центр содействия законотворчеству" Людмила Солдатова, в европейской части России в неприкосновенных лесопарковых поясах нуждаются такие крупные города, как Москва, Воронеж, Санкт-Петербург и Калининград.
- "Зеленые щиты" должны быть созданы на территории ЦФО и СЗФО уже в этом году, - делится информацией Людмила Солдатова. - Администраторами в этом процессе станут региональные отделения общероссийского народного фронта (ОНФ), которые не только инициируют создание лесопарковых зеленых поясов вокруг конкретных городов, но и доведут этот процесс до логического завершения.
В самом западном российском регионе статус "зеленого щита" могут придать лесопарку в поселке Холмогоровка, расположенному в паре километров от Калининграда. Заявление о проведении общественных слушаний по этому вопросу уже направлено в общественную палату региона.
- Весной прошлого года к нам обратились жители Холмогоровки. Они жаловались, что в лесопарковой зоне поселка началась вырубка деревьев для дальнейшей жилой застройки, - рассказывает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Калининградской области Олег Авдыш. - Мы выяснили, что территорию, на которой располагается парк, перевели в категорию земель, пригодных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Вместе с жителями поселка общественники провели несколько акций. Вмешалась природоохранная прокуратура, а затем и суд, признавший перевод лесопарковой зоны в категорию ИЖС незаконным. Застройку и вырубку остановили, и ситуация разрешилась благополучно.
- Чтобы в будущем у местных властей вновь не возникло желание отдать парк на откуп предпринимателям, мы инициировали проведение публичных слушаний о придании землям статуса "зеленого щита", - продолжает Олег Авдыш. - Для Калининграда это особенно актуально, поскольку зеленых зон вблизи города практически не осталось. Кроме того, холмогоровские леса имеют не только экологическую, но и особую историко-патриотическую ценность. Здесь в марте-апреле 1945 года размещался командный пункт 43-й армии и вспомогательный пункт управления командующего третьим Белорусским фронтом маршала Александра Василевского.
Как считает доцент химико-биологического института Балтийского федерального университета имени Канта Максим Напреенко, в Калининградской области статус "зеленого щита" должны получить и территории вокруг приморского курорта Зеленоградска. В этом городе, который связывает с Калининградом 30-километровая скоростная автомагистраль, сейчас наблюдается строительный бум.
- Закон о "зеленом щите" - очень интересная и своевременная инициатива, - комментирует ситуацию Максим Напреенко. - Ценные природные ландшафты, нуждающиеся в защите, нередко располагаются на территории нескольких ведомств, на землях разных видов хозяйственного использования. И вот появился законодательный инструмент, который позволяет таким "смешанным" участкам придавать статус зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности. То есть силами общественности сделать то, что в рамках ведомственного и межведомственного взаимодействия зачастую сделать непросто.
Окружить "зеленым щитом" Санкт-Петербург будет еще сложнее, ведь лесопарковая зона вокруг этого города федерального значения относится к Ленинградской области. Так или иначе, закон учитывает подобные ситуации. Если вопрос о создании зеленого пояса затрагивает интересы нескольких субъектов РФ, ходатайство направляется в общественные палаты всех причастных регионов, а окончательное решение принимает федеральное правительство.
- То, что смогли сделать в одном городе федерального значения, в Москве, смогут сделать и в Санкт-Петербурге, - подчеркивает координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Азат Газизов. - Все будет зависеть от активности граждан.
Плюсы и минусы
Лесопользователи, работающие в разных регионах Северо-Западного федерального округа, отнеслись к новому законопроекту неоднозначно. Кто-то боится, что под давлением общественности чиновники включат в "зеленый щит" земли, переданные добытчикам леса в долгосрочную аренду. Кто-то, наоборот, утверждает, что легальным предпринимателям станет проще вести бизнес, если "черные" лесорубы перестанут добывать в охраняемых лесопарковых зонах ценные породы деревьев и поставлять их на рынок.
- Главное, конечно, чтобы местные власти не впадали в крайность и не объявляли "зелеными щитами" участки, которые были легально переданы предпринимателям, вложившим деньги в оборудование, в переработку, - рассуждает заместитель руководителя одного из новгородских лесозаготовительных предприятий Артур Щербаков. - Если же речь идет о лесопарковых зонах, которые и раньше, в принципе, не были предназначены для добычи древесины, не вижу ничего плохого в том, что их будут усиленно охранять.
Законодательную базу, направленную на защиту лесов и выдавливание "черных" лесорубов с рынка, в нашей стране совершенствуют постоянно. В начале 2015 года транспортировщиков леса начали штрафовать за отсутствие сопроводительных документов. В середине 2015-го ввели норму обязательного декларирования сделок с круглым лесным сырьем. Штрафы за отсутствие электронной декларации действуют с 1 января прошлого года.
Однако слабых мест в системе охраны лесов все равно остается немало.
Сложно бороться с местными чиновниками, которые передают "лакомые" зеленые участки под вырубку и застройку, переводя их в другую категорию хозяйственного использования.
Сложно уследить за предпринимателями, уничтожающими хороший лес под прикрытием санитарных рубок.
А также индивидуальными лесорубами, которые по чуть-чуть добывают деревья для личных нужд и не боятся невысоких штрафов - если ущерб природе невелик, их размер составляет 3-4 тысячи рублей.
Закон о "зеленом щите" призван частично решить эти проблемы. Правда, чтобы более эффективно бороться с преступным уничтожением лесов, наказание за нарушение правил вырубки деревьев в зонах с ограниченным режимом природопользования необходимо ужесточить, считают некоторые эксперты.
Кроме того, на создание заповедных лесопарковых поясов, согласно закону, потребуется несколько месяцев.
На это время законодатели предложили местным властям использовать другие инструменты, направленные на защиту зеленых массивов.
- До момента появления "зеленых щитов" мы считаем необходимым, чтобы регионы ввели мораторий на масштабные вырубки лесов вокруг городов и в самой городской черте, - подводит итог депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев.