Почему в гипермаркетах Волгограда отсутствуют местные товары

По словам аграриев Волгоградской области, сегодня мелким фермерам и производителям продуктов практически невозможно попасть со своим товаром на прилавки крупных торговых сетей. Представители ретейла парируют: все решает конкуренция. Иногда им выгоднее привезти продукцию из другого региона, чем выставлять ту, что выпускают под боком. И вот наконец в регионе принято решение о создании специальной рабочей группы из бизнесменов и чиновников, которая попытается разрешить этот конфликт интересов.

Из 630 предприятий перерабатывающей промышленности региона в торговых сетях представлены лишь около сотни. При этом здесь работает десять крупных региональных и федеральных ретейлеров. В 2016 году доля местных товаров на их полках увеличилась на шесть процентов, сейчас она варьируется от 45 до 60 процентов. Так как свежую булку из Воронежа не довезешь, то хлеб исключительно местный. Овощи, рыба, мясо птицы на 70 процентов свои, мука и крупа - половина от общего объема.

- Задачу видим не только в работе с сетевиками. У нас более 18 тысяч объектов розничной торговли. Мы должны увеличить общую долю местной продукции до 80 процентов. В 2014 году было 50 на 50, - говорит первый зампредседателя комитета сельского хозяйства региона Виталий Цепляев. - Для этого нужно строить новые логистические центры и развивать кооперацию, чтобы формировать регулярные, стабильные поставки. Необходимо в Волгограде создать областной кооператив, который занимался бы поставками в сетевые магазины.

Эксперты видят позитивные изменения. Например, растет объем глубокой переработки сельхозпродукции в регионе. Сегодня это около 300 тысяч тонн в год, почти в пять раз больше, чем в 2013 году. Вроде бы и площадки для продвижения есть. По статистике фактическая обеспеченность населения торговыми объектами превышает нормативную. Даже мест на розничных рынках, которые то там, то здесь ликвидируют, в два раза больше, чем нужно.

- Потенциал у розничной торговли есть, хотя товарооборот падает, - отметила начальник управления регулирования торговой деятельности Виолетта Калмыкова. - Это связано со снижением покупательной способности на 76 процентов за прошлый год. Но сейчас рынок практически перестал падать.

У сетевиков при этом есть и "дефицитная продукция". Прежде всего, это плодоовощная и мясная продукция, а также свежая рыба. Что же делается для того, чтобы местные товары все-таки нашли покупателей? Первое заседание рабочей группы по этому вопросу состоится 31 мая. На нем рассмотрят вопрос объединения мелких производителей в кооперативы и возможность проведения в Волгограде десяти сезонных ярмарок.

Список взаимных претензий сторон велик. Например, овощеводы, вынужденные забирать испортившиеся огурцы назад, справедливо указывают на то, что в магазинах часто нет подходящих условий хранения. А представители супермаркетов рассказывают страшные истории о том, как обращались к аграриям за картофелем, который нужен всегда. И в ответ получали приглашения на поля: забирайте и вывозите!

- Проблемы одинаковые у всех. Мы производим скоропортящуюся продукцию. Огурцы лежат две недели, томаты - три. Главная сложность в том, что нам дают низкую цену, а брак возвращают производителю, - поясняет директор ГУП "Заря" Григорий Бутков.

- Торговые сети бурно развиваются. 116 магазинов в прошлом году появилось в Волгоградской области. Появление одного магазина "убивает" 10 - 15 индивидуальных предпринимателей. Факты большой наценки подтверждаются. Оборот ретейлеров составил около 85 миллиардов рублей, рост идет ежегодно. Регион предоставляет им земельные участки, а они реализуют при этом товары из других регионов, - отметил председатель комитета промышленности и торговли Роман Беков. - На торгово-закупочных сессиях вроде понимание есть, интерес есть, но когда местные производители остаются с сетями один на один, то уходят месяцы на подготовку соглашений, их заключается мало. Такая ситуация нас не устраивает. Вот и будем разбираться в открытой дискуссии.

Мнения

Виктор Дорофеев, руководитель СПК "Ергенинский":

- Есть проблемы с реализацией. Самое страшное в том, что мы же сезонники, можем поставлять рыбу с середины сентября по начало мая. А сетям нужна продукция круглогодично. Без государственной поддержки сдвига не будет. Почему ростовская продукция дешевле? Там дают дотации.

Алексей Полянский, заместитель директора южного филиала сети "Пятерочка":

- Ассортимент в магазинах формирует покупатель, который идет вдоль полок и выбирает. Человек перестает покупать привычные бренды, больше обращая внимание на цены. Если в соседнем регионе птица дешевле, мы привезем то, что выберет покупатель. В Краснодаре, Ростове, Ставрополе все говорят то же самое: наша продукция самая экологичная. И при равных условиях мы предпочтем местных производителей. Но рыба приезжает сюда из Ростовской области, потому что даже с расходами на логистику получается дешевле. Любая торговая сеть изучает покупательский спрос. Иногда сами идем к производителю и уговариваем его.